«Шахнаме»: как доисламский эпос связывал Сефевидов с героическим прошлым

Уникальные и роскошные версии «Шахнаме» Фирдоуси создавались на протяжении веков. Правители использовали их для связи своей династии с героическим прошлым.


Это в полной мере касается и Сефевидов. Роскошная рукопись, получившая название «Шахнаме» шаха Тахмаспа, была начата примерно в 1522 году. В ее создании принимали участие множество выдающихся художников и каллиграфов.

10 фактов о “Шахнаме”.

undefined

Источник: Wikipedia

Хотя в эпосе речь идет о седой древности, на иллюстрациях «Шахнаме» шаха Тахмаспа представлен современный ему период. Таким образом, у нас есть возможность познакомиться с жизнью Сефевидского двора. Мы можем узнать об эстетике и стиле искусства, архитектуре, костюмах той эпохи, наблюдать различные предметы роскоши, а также лошадей, верблюдов и других животных. Одной из самых ярких и важных характеристик рукописной живописи того периода является цвет. Он насыщенный и яркий, часто с использованием золота, смелый и радостный. Многочисленные замысловатые детали усиливают ощущение чего-то волшебного. Чтобы нарисовать их, художники использовали кисть с одним волоском. Книга демонстрирует эксперименты со стилем и влиянием Китая, а также Западной Европы. Например, облака часто имеют завитки и рисунок, которые можно увидеть в китайской живописи, а на некоторых иллюстрациях ангелы одеты в костюмы в китайском стиле.

Лист рукописи “Шахнаме” установил рекорд на аукционе Сотбис.

Parable of the

Источник: Wikipedia

Одной из примечательных иллюстраций является та, на которой изображено возвращение Фаридуном трона после его победы над Заххаком. Эта иллюстрация богата узорами, архитектурой, каллиграфией и цветом. Вглядываясь в лица присутствующих, мы понимаем, что, за исключением ангелов, все они мужчины – при дворе Сефевидов мужчины и женщины редко встречались друг с другом на светских приемах. На миниатюре изображены люди разных культур. Те, у кого темная кожа, представляют индийцев. Округлые лица и короткие шеи характерны для туркмен. Одним из самых интересных аспектов этой картины являются характерные головные уборы, которые назывались «тадж-е сафави» и символизировали преданность Сефевидов Али. Именно они придают двору древнеперсидского царя исламскую обстановку. Это был тюрбан с двенадцатью складками, обернутый вокруг конусообразной шапки. Двенадцать складок символизировали двенадцать шиитских имамов. Согласно преданиям, дизайн такого тюрбана правитель Сефевидов увидел во сне, и ему было велено носить его как доказательство своей преданности исламу. Таким образом, в «Шахнаме» Тахмаспа древнеиранская история о Фаридуне становится исламской и отражает на правящем шахе всю славу прошлых доисламских времен. Это слияние прошлого и настоящего призвано способствовать легитимизации его власти.

Как “Шахнаме” повлияла на культуру Грузии.

Faridun crosses the River Dijla (Tigris), fol. 33v.[34][35]

Источник: Wikipedia

Исламосфера


Источник:

Zainab Mahmood ‘Shahnama: The Book of Kings’

Комментарии