«Шахнаме»: как доисламский эпос связывал Сефевидов с героическим прошлым
Уникальные и роскошные версии «Шахнаме» Фирдоуси создавались на протяжении веков. Правители использовали их для связи своей династии с героическим прошлым.
Это в полной мере касается и Сефевидов. Роскошная рукопись, получившая название «Шахнаме» шаха Тахмаспа, была начата примерно в 1522 году. В ее создании принимали участие множество выдающихся художников и каллиграфов.
Хотя в эпосе речь идет о седой древности, на иллюстрациях «Шахнаме» шаха Тахмаспа представлен современный ему период. Таким образом, у нас есть возможность познакомиться с жизнью Сефевидского двора. Мы можем узнать об эстетике и стиле искусства, архитектуре, костюмах той эпохи, наблюдать различные предметы роскоши, а также лошадей, верблюдов и других животных. Одной из самых ярких и важных характеристик рукописной живописи того периода является цвет. Он насыщенный и яркий, часто с использованием золота, смелый и радостный. Многочисленные замысловатые детали усиливают ощущение чего-то волшебного. Чтобы нарисовать их, художники использовали кисть с одним волоском. Книга демонстрирует эксперименты со стилем и влиянием Китая, а также Западной Европы. Например, облака часто имеют завитки и рисунок, которые можно увидеть в китайской живописи, а на некоторых иллюстрациях ангелы одеты в костюмы в китайском стиле.
Лист рукописи “Шахнаме” установил рекорд на аукционе Сотбис.
Одной из примечательных иллюстраций является та, на которой изображено возвращение Фаридуном трона после его победы над Заххаком. Эта иллюстрация богата узорами, архитектурой, каллиграфией и цветом. Вглядываясь в лица присутствующих, мы понимаем, что, за исключением ангелов, все они мужчины – при дворе Сефевидов мужчины и женщины редко встречались друг с другом на светских приемах. На миниатюре изображены люди разных культур. Те, у кого темная кожа, представляют индийцев. Округлые лица и короткие шеи характерны для туркмен. Одним из самых интересных аспектов этой картины являются характерные головные уборы, которые назывались «тадж-е сафави» и символизировали преданность Сефевидов Али. Именно они придают двору древнеперсидского царя исламскую обстановку. Это был тюрбан с двенадцатью складками, обернутый вокруг конусообразной шапки. Двенадцать складок символизировали двенадцать шиитских имамов. Согласно преданиям, дизайн такого тюрбана правитель Сефевидов увидел во сне, и ему было велено носить его как доказательство своей преданности исламу. Таким образом, в «Шахнаме» Тахмаспа древнеиранская история о Фаридуне становится исламской и отражает на правящем шахе всю славу прошлых доисламских времен. Это слияние прошлого и настоящего призвано способствовать легитимизации его власти.
Как “Шахнаме” повлияла на культуру Грузии.
Исламосфера
Источник:
Zainab Mahmood ‘Shahnama: The Book of Kings’