Школы для глухонемых в Османской империи
Турецкие султаны Мехмед II Завоеватель и Сулейман I Великолепный знали язык жестов, а их официальные речи сопровождались сурдопереводом.
1 – На мусульманском Востоке язык жестов, который используют глухонемые, развивался самостоятельно и независимо от Запада. Знаменитый арабский путешественник XIV в. Ибн Батутта в своей книге пишет, что в Кастамону (современная Турция), где он остановился, глухонемые общались с помощью языка жестов.
2 – Другой мусульманский путешественник XVII в. Эвлия Челеби сообщает о глухонемых при дворце султана – в XV в. султан Баязид II стал принимать их на службу. Они исполняли разные обязанности при приемном покое и гареме, имея даже свою собственную униформу.
3 – Имеются сведения, что турецкие султаны Мехмед II Завоеватель и Сулейман I Великолепный знали язык жестов, а их официальные речи сопровождались сурдопереводом.
4 – Западные послы, путешественники и торговцы удивлялись наличию такого способа общения глухонемых, а также положению таких людей при дворе.
5 – По приказу султана Абдульхамида II в 1889 г. была открыта школа для глухонемых «Йылдыз» («Звезда»). Преподаватели в этой школе наряду с османским языком жестов, составившим основу турецкого языка жестов, использовали и устную речь. В то время была создана первая азбука жестов. Как и азбука письменной речи, она отличалась от современной, и была разработана в самой Османской империи, а не заимствована на Западе.
6 – Школа «Йылдыз» была первым официальным учебным заведением для глухонемых. Ее программа была рассчитана на четыре года, в ней были такие предметы, как турецкий язык, основы религии, каллиграфия, математика, география, уроки нравственности, гимнастика. Желающие могли изучать французский язык. Выпускники могли становиться наборщиками в типографиях, часть из них брали прислуживать в разные официальные структуры, так как они не могли слышать и понимать, о чем идет речь, и, следовательно, разглашать какие-то тайны.
7 – Здание школы в стамбульском районе Султанахмет сейчас используется как административное здания Университета Мармара.
8 – Султан Абдульхамид II многое сделал для школы. Чтобы профинансировать ее строительство, он сократил зарплаты чиновников на 1%, а средства направил на школу. Также он пожертвовал на нее 1 000 лир личных средств. По его указанию, учащиеся школы могли пользоваться бесплатным проездом на пароме и трамвае.
9 – В 1891 г. как одно из ответвлений школы для глухонемых была создана школа для слепых. Была разработана программа для нее с акцентом на музыкальном образовании. Школа, таким образом, готовила музыкантов и хафизов. В это время в Стамбуле уже появилось какое-то дорожное движение – повозки и первые автомобили. Чтобы обеспечить безопасность для глухонемых и слепых для них была введена особая одежда – так водители и погонщики могли отличать их.
10 – После того, как музыкальное образование было ограничено религиозными песнями – илахи и касыдами, интерес учащихся к отделению для слепых упал, и в 1897 г. оно было закрыто. В 1911 г. закрылась школа для глухонемых, хотя их продолжили обучать при приюте Даруладжезе, созданным Абдульхамидом II. Но опять же, из-за малочисленности учащихся эти курсы были закрыты в 1926 г.
Fikriyat