Сикайя – обязанность по поению паломников водой
На протяжении веков сикайя была второй по значимости должностью в исламском мире после хранителя ключей Каабы.
Сикайя первоначально представляла собой «обязанность удовлетворять потребности в воде мекканцев и паломников, приезжающих в Мекку, во время хаджа». Это слово упоминается и в Коране – в значении «сосуд для воды» в одном аяте (сура “Юсуф”, 12/70) и в смысле «поение водой паломников» в другом (“ат-Тауба”, 9/19).
Рифада – традиция кормления паломников в Мекке.
Со времен пророка Ибрахима (мир ему) тех, кто приезжал в Мекку, чтобы посетить Каабу, принимали как гостей Аллаха. Первоначально потребности города и паломников в воде удовлетворялись за счет пожертвований, собранных от местных жителей, позже эту обязанность взяли на себя богатые люди, для которых это было делом престижа и чести, а также вожди племен, принимавшие активное участие в управлении Меккой и Каабой. Обеспечение паломников водой было институционализировано предком Пророка (мир ему) в четвертом колене Кусаем ибн Килабом. Он предложил угощать гостей, прибывавших в город в период паломничества, и поить их водой. Стало традицией составлять бюджет, ежегодно собирая для этой цели деньги и товары. Значительная часть этих средств тратилась на рифаду (кормление паломников), а оставшаяся часть – на сикайю. После Килаба эти обязанности были переданы его потомкам – Хишаму, который был прадедом нашего Пророка (мир ему), а затем его сыну Абд аль-Мутталибу, который заново открыл колодец Замзам, к тому времени потерянный. Впоследствии обязанность сикайи стал выполнять дядя Пророка (мир ему) Абу Талиб, а затем – Аббас (да будет доволен им Аллах). Посланник Аллаха (мир ему) сохранил за ним эту обязанность и после завоевания Мекки. Хотя Омейяды принципиально не давали никаких административных должностей роду Хашима, они сохранили сикайю за потомками Аббаса (да будет доволен им Аллах).
Во времена Аббасидов обязанность сикайя перешла к потомкам Абдуллаха ибн Зубайра, которые стали известны как семья Байт ар-раис. Турецкий историк Эйюб Сабри-паша (ум. 1890) пишет, что особенно после периода Аббасидов в различных местах в Запретной мечети под началом ответственного за сикайю работало много людей. Т.е. если раньше эту обязанность выполнял один человек, после это стала делать целая группа.
Пара из Шри-Ланки уже 17 лет служит паломникам в Мекке.
После завоевания Мекки сикайя была связана только с Замзамом, т.е. с поением паломников водой из этого источника. Занимающие данный пост могли влиять на изменения правил, установленных в Запретной мечети, а также ее переустройство. Возле колодца Замзам было устроено специальное место для ответственного за нее человека. Сулейман ибн Али аль-Аббаси, занимавший эту должность во времена Омейядов, построил сооружение с куполом, которое называлось Сикайа аль-Аббас. В нем хранились различные материалы и предметы, связанные со службой сикайя в частности и Запретной мечетью в целом. Например, там стоял шкаф, где хранились мусхафы (копии Корана) и разные книги, в том числе Коран Зайда ибн Сабита, который в некоторые знаменательные даты выставлялся на всеобщее обозрение в Макам-и Ибрахим (место в пределах мекканского комплекса Масджид аль-Харам, где находился пророк Ибрахим (мир ему), когда вместе с сыном Исмаилом строил Каабу). Кубба ас-Сикайя многократно ремонтировался, начиная со времен халифа Махди Билляха. Он сохранялся и использовался для прежних целей во времена Османской империи. В ходе перестройки Запретной мечети при Саудитах, когда колодец Замзам был перенесен под землю, Кубба ас-Сикайя был снесен. Также в связи с созданием современной системы водоснабжения и с распространением пластиковых бутылок должность сикайя, которая вплоть до последнего времени сохранялась за семьей Байт ар-Раис, в 1980 году была упразднена, а последним человеком, занимавшим ее, стал шейх Мухаммад Аббас ибн Мухаммад Ридван ибн Абд ас-Салам ар-Райис аз-Зубайри.
Исламосфера
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi