Симия – алхимия исламского мира

Аналогом алхимии в исламском мире являлась симия или ас-симйа. У ее основ стояли такие ученые, как Халид ибн Язид, Джафар Садик и его ученик Джабир ибн Хайан.


Начало алхимии было положено еще в Александрии в эллинистический период, а ее основателем считается Гермес Трисмегист. Принято считать, что название этой науки, этимологию которого невозможно определить точно, произошло от греческого слова khymeia «лить жидкости», «литье металлов». В арабском языке оно трансформировалось в аль-кимия и ас-симйа, а с переводом трудов ученых из исламского мира на латинский язык приняло форму «алхимия». От этого названия, в свою очередь, образовано слово «химия» в западных языках.

Алхимия обещала людям обретение богатства и бессмертия. Утверждалось, что первого можно достичь, превращая в золото и серебро менее ценные металлы, такие как железо, медь и свинец, а второго — с помощью волшебного вещества под названием «аль-иксир» (эликсир). Так как это подразумевало опыты с металлами и зельями, то ас-симйа представляла собой лабораторную деятельность, однако главная цель тех, кто занимался ею, была не в этом, а в том, чтобы понять, как работают законы Вселенной, и воздействовать на них.

В исламском мире ас-симйа развивалась как символическая наука, связанная, с одной стороны, с суфийскими тарикатами и батинитскими течениями, такими как исмаилиты и шейхиты, а с другой – с союзами ремесленников и гильдиями. Первым представителем исламской алхимии называют Халида ибн Язида, а двумя важными фигурами, стоящими у ее основания, ученого-богослова, почитаемого шиитами в качестве шестого имама, Джафара ас-Садика и его ученика Джабира ибн Хайяна аль-Куфи.

Место человечества на небесах: введение в исламскую космологию.

مراجعة كتاب

Источник: elakademiapost.com

В основе понимания алхимии Джабира лежат четыре элемента (земля, вода, воздух, огонь), четыре качества (теплота, холод, влажность и сухость), теория равновесия и ртутно-серная теория. Все в природе состоит из определенных сочетаний четырех элементов с четырьмя качествами. Согласно теории равновесия, в видимой и невидимой Вселенной царит полный порядок и баланс, алхимия должна понять их и влиять на них. По этой причине в алхимии Джабира очень важны числовая символика и пропорции. Как и другие алхимики, этот ученый стремился создать эликсир, который может дать человеку бессмертие и превратить в золото другие металлы.

Другим ученым, известным своими исследованиями алхимии, был Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази. Однако, хотя ар-Рази использовал в своих работах терминологию Джафара ас-Садика, он больше занимался химическими исследованиями, чем алхимическими. Этот ученый также выступал против использования языка алхимии в отношении совершенствования человеческой души и рассмотрения трансформации материи и души как алхимических процессов.

Алхимия не всеми в исламском мире признавалась в качестве науки. Важнейшим представителем этого направления был Ибн Сина. Глава «Ат-Таби’ийат» его книги «аш-Шифа», объясняющая различные геологические процессы, процессы образования золота, серебра, меди, олова, свинца и железа, составили основу критики алхимии в средневековой Европе. В исламском мире, однако, не было принято отвергать возможность трансформации материи.

Исследования мусульманских химиков, заложившие основы технического прогресса.

undefined

Источник: Wikipedia

Считается, что первые алхимические исследования в Европе стали проводиться после перевода на латинский язык в XII веке трудов ученых мусульманского мира. Из них европейские алхимики XIII века, такие как Винсент из Бове, Альберт Великий и Роджер Бэкон, заимствовали постулаты этой науки. В своих работах «Зерцало природное» (Speculum naturale) и «Зерцало вероучительное» (Speculum doctrinale), которые он написал между 1244 и 1250 годами, Винсент определяет алхимию как «искусство, позволяющее преобразовывать материю и имеющее широкую область применения, а не только теоретическое содержание». Следуя джабировской алхимической традиции, этот ученый считал ртутно-серную теорию фундаментальным принципом образования и трансформации материи. (Согласно данной теории, в основе всех металлов лежат два «принципа» – ртуть (философская ртуть) и сера (философская сера). Их соотношение и определяет свойства металлов.)

Так как алхимию относили к тайным наукам, то в исламском мире ее нередко связывали с магическими техниками. Поэтому название ас-симйа иногда использовалось вместе с такими понятиями, как сихр (колдовство) и рукъя (заклинания). Собственно, в том значении, которое приобрело слово ас-симйа в качестве термина, всегда сохранялось представление о том, что алхимия по сути является разновидностью магии. Иногда в ней и применялись явно магические методы. Например, в некоторых случаях считалось важным знать тайные значения букв.

Арабский социолог, философ и историк Ибн Халдун (1332-1406) рассматривал алхимию как одну из магических техник. Согласно ему, духовные силы исполнителя играют космологическую роль в магическом процессе. Ибн Халдун объявляет Джабира ибн Хайяна великим представителем магического искусства в исламском мире и заявляет, что он связывает древнюю химию с алхимическими техниками. Соответственно, нет никакой разницы между химиком и алхимиком с той точки зрения, что они изменяют вид объектов с одного на другой. Ибо рассматриваемая трансформация зависит от того, кто ее пытается произвести, от духовных сил химика или алхимика. Ибн Халдун заявляет, что искусство алхимии относится к типу магических техник, называемых «колдовством». Она осуществляется путем обращения к небесным силам или тайным свойствам чисел и производит реальный физический эффект. Также он находил связь между алхимией и наукой о тайных значениях букв, которая в исламском мире называется «ильм аль-хуруф». Согласно Ибн Халдуну, магические техники строго запрещены религией, независимо от того, производят ли они реальный физический эффект или являются всего лишь трюком.

Десятки тысяч людей участвуют в онлайн-выставке “1001 путешествие от алхимии к химии”.

Исламосфера


­Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии