Символ Иерусалима в мусульманском, иудейском и христианском искусстве

В исламском искусстве Иерусалим (Аль-Кудс) представлен как идеальный город. Для христиан это город Бога, на иконах он изображается как подобие Рая. А в художественных произведениях иудаизма это город, сошедший с небес, пишет турецкая исследовательница Рейхан Мете.


О Иерусалим, о мой город!

О Иерусалим, о моя любовь!

Завтра, завтра расцветут лимоны,

Расцветут гиацинты и оливки,

Радуя наши взоры.

Низар Каббани

Иерусалим на протяжении веков оставался священным городом для трех авраамических религий, за него проливалась кровь, его воспевали в стихах и прозе. С Иерусалимом связано чудо Мираджа (Вознесения) Пророка Мухаммада (САВ), здесь родился и жил Иса (Иисус), построил свой храм Сулейман (Соломон). Также здесь жили, сражались и приняли мученическую смерть множество пророков.

Художник, сохраняющий подлинную историю Иерусалима.

Картинки по запросу недвижимая лестница

Источник: nereye.com.tr

Образ Иерусалима в христианском искусстве связан, прежде всего, с Апокалипсисом. В «Откровениях Иоанна Богослова» этот святой говорит о видении сходящего с неба Иерусалима, Небесного города, которое состоится перед самым концом истории. Иллюстрируя эти откровения, художники выработали схему: нисходящий с небес Иерусалим, следующий за ним Ангел и Иоанн Богослов. В этих изображениях, которые иногда включают агнца (Агнца Божьего Иисуса) или древо жизни, Иерусалим изображен очень простым образом – в виде плана города, окруженного стенами. Самым важным элементом здесь является Церковь Гроба Господня (могила Иисуса Христа), которая имеет большое значение для христиан.

А реальный Иерусалим в христианском искусстве отражается в негативном свете и имеет второстепенное значение по сравнению с Небесным городом. Ведь в Иерусалиме был распят Иисус. Значение этого города в полном смысле раскрывается в его небесном аспекте. Когда пала Римская империя, второй Рим, который, как считалось, простоит вечно, то христиане пережили кризис. Этому разочарованию противопоставляется подобный Раю Иерусалим, описываемый как невеста Христа. Таким образом, возникают представления о двух Иерусалимах – граде земном и граде небесном. Отражение этого представления мы можем увидеть и у Шекспира: «Мы покинем этот мир и встретимся в Иерусалиме».

В христианской Европе в Средние века Иерусалим считался центром мира. Это нашло свое отражение на картах и произведениях искусства.

В эпоху Возрождения художники стали создавать картины на темы событий из жизни Иисуса. Но при этом, изображая в качестве фона Иерусалим, они рисовали городские виды, характерные для места и времени их проживания, а вовсе не реальный священный город, хотя на картине могла присутствовать и аль-Акса.

Иерусалим – жертва культурного геноцида.

Картинки по запросу тинторетто распятие скуола гранде ди сан рокко

Источник: pinterest.com

Для мусульман Иерусалим является третьим священным городом после Мекки и Медины. В первую очередь, это обуславливается тем, что с этим городом связано чудо Мираджа – Вознесения Пророка Мухаммада (САВ) на небо. В мечети Купол скалы (Куббат ас-сахра) хранится камень, который называют Хаджар аль-муаллак («подвешенный камень») – согласно преданиям, именно с этого куска скалы Посланник Аллаха (САВ) был поднят в небо.

Иерусалим также занимает важное место в суфизме. Великие суфии считали, что наивысшего уровня общения с Господом можно достичь только в этом городе, и старались проводить часть своей жизни в Иерусалиме.

Мирадж, который является первым примером архетипического образа возвращения людей к источнику существования, был источником вдохновения для многих работ в исламском искусстве, в частности, в миниатюре. Символика миниатюр, на которых изображаются Кааба и Купол Скалы вместе, выглядит следующим образом: Пророк (САВ) рассказывает о чуде Мираджа, но идолопоклонники не верят ему и просят его описать Масджид аль-Акса. Ангел Джабраил в подносе показывает город Мухаммаду (САВ), чтобы он смог выполнить требование не верящих ему. На этих изображениях через город протекают реки и видны минареты османского типа. Здесь тоже не идет речь о реализме, Иерусалим в исламском искусстве представлен идеальным городом. Кроме того, в миниатюрах, изображающих Иерусалим, встречаются такие религиозные символы, как Весы Судного дня, Рай, Водоем.

Палестинским “Помпеям” в Иерусалиме грозит снос.

Картинки по запросу kudüs jerusalem palestine

Источник: twitter.com

Но если для иудеев и христиан сами камни города считаются священными, в исламе нет физической святости, как в других религиях. Значение Иерусалима определяется им как мистическим местом паломничества, но он не считается священным сам по себе. Его святость, отраженная в искусстве, снова связана с чудом Мираджа.

Для иудеев Иерусалим – это город, в который они стремятся, но невозможность достичь его заставляет их страдать. Эти земли, которые они считают родиной, являются для них краеугольным камнем. Во всех иудейских молитвах содержится желание обретения Иерусалима. В соответствии с этим устроены и все их праздники. Таким образом, Иерусалим играет важную роль в жизни иудеев. Тем не менее, в произведениях искусства нет стандарта изображения города. Основная причина этого заключается в том, что евреи, живущие как религиозное меньшинство в разных странах, отражают в искусстве национальную культуру этих стран. Еврейское искусство, испытывающее влияние общемировых тенденций, интересным образом включает в себя и изображения мечети Купол Скалы (Куббат ас-сахра). Причину этого можно объяснить следующим образом: завоевав Иерусалим, христиане не стали разрушать эту мечеть, потому что это место, где раньше находился храм Сулеймана. Величественная мечеть Куббат ас-сахра, заняв, таким образом, место этого храма, стала своего рода его символом, что нашло свое отражение и в искусстве. Иерусалим для иудеев – это потерянный рай, который никогда не станет реальным и всегда идеализируется.

Меа Шеарим – район Иерусалима, где живут евреи, поддерживающие Палестину.

Картинки по запросу hz süleyman ın tapınağı

Источник: pinterest.com

Война за права на Иерусалим, всегда, к сожалению, приводила к разочарованию одной из сторон. Хотя, вероятно, при желании всех трех сторон жизнь вместе и была бы возможна, но, по причине алчности общин, руководимых жаждой господства, мир все откладывается. А желание, выраженное в молитве Ветхого Завета (Торы), остается только мечтой:

И буду Я ликовать об Иерусалиме, стану радоваться о Моем народе.

Уже никогда не будет там слышно ни плача, ни крика.

Там не будут умирать младенцы, ни один старик не умрет, не достигнув полноты своих дней.

….Волк и ягненок будут пастись вместе.

Исламосфера

Комментарии