Система образования Сирии: история и современность
Исторически в Сирии действовали куттабы, где изучали Коран, и медресе, где преподавали исламские науки, такие как арабский язык, Коран, право и хадисы.
Появление учебных заведений современного образца относится к периоду, когда Мухаммед Али-паша, объявивший независимость Египта от Османской империи, приобрел власть над Сирией. Тогда в стране были открыты три военные школы, но они были закрыты в 1840 году, когда Сирия вновь отошла османам.
Во время правления Мухаммеда Али-паши в Сирии, Ливане и Палестине было основано множество иностранных школ. Христиане, проживавшие в регионе, имели свои частные школы, которые поддерживались Италией и Францией. Американские протестанты начали открывать учебные заведения в регионе в 1823 году, католические французские миссионеры – в 1834 году, позже их примеру последовали британцы, немцы и другие европейские государства. С 1870-х годов в качестве противодействия иностранным школам, а также из-за плохого качества образования в государственных школах, мусульмане начали открывать свои собственные частные учебные заведения. Они играли значительную роль в образовании девочек, хотя в период Танзимата предпринимали некоторые государственные инициативы в этом отношении.
Начиная с 1860-х годов в Сирии были созданы современные государственные школы для подготовки студентов к поступлению в высшие учебные заведения и инженерные школы, которые открывались в Стамбуле. Молодые люди региона продолжали получать высшее образование в Стамбуле до открытия Медицинской школы в Дамаске в 1903 году. Позже была открыта Военная школа, а в 1912 году – Юридическая школа в Бейруте.
Жители подземного города в Сирии.

Источник: Bridgeman Images
Языком обучения в новых школах был турецкий, что вызывало недовольство населения. Обучение на арабском языке началось только во время правления Фейсала I ибн Хусейна (1884-1933) после распада Османской империи
В период французского мандата Франция пыталась расширить свое влияние в культурной сфере, в том числе через систему образования. Упор делался на частные школы, но так как в них преобладало католическое влияние, мусульманские учащиеся, как правило, предпочитали государственные учебные заведения. Поскольку французы не желали усиливать влияние государства в сфере образования, образовательные возможности распределялись в первую очередь по религиозному, конфессиональному и региональному признакам. В то время как в Бейруте возможности получения образования были высоки, в районах проживания шиитов они были весьма ограничены.
Когда в 1943 году к власти пришло националистическое правительство, Сати аль-Хусри, арабскому педагогу и видному представителю арабского национализма, было поручено провести образовательную реформу. Закон 1944 года отменил преподавание иностранных языков в начальной школе, сделав английский и французский факультативными. Кроме того, были введены обязательные централизованные экзамены. Была разработана учебная программа, включавшая обязательные курсы по идеологически важным предметам, таким как арабский язык, история и география. Этот проект, воспринятый как угроза французскому культурному влиянию, был сорван и реализован только после обретения страной полной независимости в 1946 году.
Конец эпохи старых кафе в Дамаске.

Дамасский университет / Источник: Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi
В период независимости в Сирии, как и в других арабских странах, наблюдалось расширение государственных школ и переход к централизованной системе. Согласно соглашению об Арабском культурном союзе, подписанному между Сирией, Иорданией и Египтом в 1957 году, система образования в этих странах была реструктурирована и включала шесть лет начальной школы, три года средней школы и три года старшей школы.
С приходом к власти в Сирии партии Баас в 1963 году образование стало рассматриваться как важнейший инструмент социалистической и националистической трансформации страны. Эта система отдавала приоритет обязательному начальному образованию, содействовала получению университетского образования и уделяла особое внимание профессиональному обучению, которое ранее не развивалось. В этот период особой поддержкой пользовались дети из сельской местности и рабочего среднего класса. Частные школы строго контролировались государством и должны были следовать учебным программам, разработанным Министерством образования. В результате доля частных школ быстро сокращалась, в то время как государственные школы получили широкое распространение. Были достигнуты значительные успехи в сфере образования. Если в 1960-х годах уровень неграмотности среди взрослого населения составлял около 60%, то благодаря просветительским кампаниям к 2006 году он снизился до 17,5%.
Продолжали развиваться Дамасский университет и Университет Алеппо (1958). После создания Министерства высшего образования в 1966 году, в 1971 году открылся Университет Тишрин в Латакии, в 1979 году – Университет Аль-Бас в Хомсе, а позднее – Университет Евфрата в Дейр-эз-Зоре. Начиная с 2000 года было разрешено создание частных университетов.
Для знаменитых путешественников Сирия когда-то была раем на земле.

Источник: Shutterstock
Вместе с этим при Баас академическая свобода в Сирии была сильно ограничена. Также власти через Национальный союз сирийских студентов контролировали университеты, сдерживая участие учащихся вузов в общественных движениях.
Гражданская война, которая длится с 2011 года, оказала крайне негативное влияние на образовательную сферу. Помимо физических разрушений, территориальное разделение страны привело к тому, что в разных регионах появились разные системы образования и учебные программы. Кроме того, в целом наблюдалось снижение качества образования и стандартов преподавания.
После свержения режима Асада сектор сталкивается с серьезными проблемами, такими как нехватка квалифицированных учителей, низкая заработная плата и недостаток школьного оборудования. Ключевым вопросом остается, будет ли будущая система образования Сирии отражать плюралистические ценности или будет формироваться под влиянием мировоззрения пришедшей к власти группировки Хайят Тахрир аш-Шам (признана террористической и запрещена в России). Также выражаются опасения, что по образцу Афганистана в стране могут быть введены ограничения для женского образования. Вместе с тем отмечается, что после прихода к власти Хайят Тахрир аш-Шам ни одна частная школа, в том числе христианские и шиитские, не была закрыта.
Независимо от того, как будут действовать нынешние власти, восстановление системы образования в Сирии потребует многих лет усилий и миллиардов долларов.
Культурная сокровищница Дамаска – библиотека Захирия.

Источник: Shutterstock/AI generated
Исламосфера
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi
Armenak Tokmajyan ‘Education and Post-Conflict Prospects in Syria: The Battle for Future Generations’
