Сказительство и игры возвращаются в Ирак в ночи Рамадана
Сказительство и народные игры, распространенные в Ираке в дотелевизионную эпоху, возвращаются в страну во время долгих ночей в месяц поста Рамадан, пишет AFP.
Сказитель Абдель Вахед Исмаил, одетый в черную галабею, на голове которого красуется красная феска, а на плечи наброшен желтый шарф, очаровывает зрителей Мосула.
Как и в других мусульманских странах, ежегодный месяц поста в Ираке – это время вечерних собраний в ресторанах, кафе или домах.
В то время как большинство проводит ночи Рамадана в молитвах, немало и таких, кто принимает участие в играх, которые в Ираке проводятся специально в Рамадан.
Для прежних поколений ночи Рамадана были временем хакавати, или арабских сказителей, потчевавших аудиторию баснями, а также местными новостями и рассказами из истории ислама.
Мосул, в котором ныне живет почти два миллиона человек, на протяжении многих веков был торговым и интеллектуальным центром Ближнего Востока.
В Мосул возвращается культурная жизнь.
С появлением телевидения и радио в 1960-х годах хакавати исчезли из кафе и ресторанов, в которых люди собирались целыми семьями, чтобы послушать их удивительные истории.
Через два года после того, как Мосул был освобожден от власти ИГИЛ (запрещена на территории РФ – Исламосфера), Исмаил стал возрождать эту давнюю традицию.
70-летний актер и местная знаменитость каждый вечер садится на белую деревянную скамейку на платформе и рассказывает истории на безошибочно узнаваемом мосульском диалекте.
“Я пережил так много разных времен, поэтому я пытаюсь передать молодым людям истории о хороших вещах”, – сказал Исмаил, который был свидетелем кровавого свержения монархии Ирака, а также череды переворотов и войн.
В то время как такие истории, как рыцарский эпос “Антар и Абла”, вызывают улыбку на лицах старшего поколения аудитории, Исмаилу удается заинтересовать и молодых жителей города – им он рассказывает истории о популярных онлайн-играх, таких как PUBG.
Для восстановления Мосула предлагается использовать 3D-печать.
Лоток и кольцо игры
В нефтяном городе Киркук, расположенном на полпути между Багдадом и Мосулом на севере Ирака популярна игра “Сини ва зарф” («поднос и конверт» на курдском языке). Она имеет многочисленных поклонников в Рамадан среди курдских, туркменских и арабских общин.
“Сини ва зарф также известна как игра сообществ, потому что она действительно объединяет все сообщества”, – сказал Шано Аскар, 30-летний курд, поглощенный игрой.
Вокруг цитадели города и по всем его историческим районам открытые кафе и чайные заполнены энтузиастами, их глаза неотрывно следят за металлическим подносом и 11 перевернутыми маленькими золотыми чашками, используемыми для игры.
На улицы иракского Мосула вернулась музыка.
Кубик спрятан под одной из чашек, и игроки должны выяснить, под какой из них.
Еще один конкурс, в котором игроки должны найти спрятанный предмет – “мхейбес” (кольца) – чрезвычайно популярен в Багдаде.
Игрок незаметно подсовывает кольцо одному из членов своей команды, и члены противоборствующей команды должны выяснить у кого находится кольцо наблюдая за их телодвижениями и выражениями лиц.
Такие игры являются частью более широкого социального явления, как ночи Рамадана, и способствуют сплочению общества, пережившего за последнее время серьезные потрясения.
Они также показывают, что “технический прогресс не превзошел хорошие вещи из прошлого”, – сказал иракский социолог Саад Ахмед.
В Мосуле будет восстановлен известный религиозный комплекс.
Исламосфера