Следуя за нитью: исследование богатого текстильного наследия Малайзии
В деревенских мастерских и ателье в Малайзии сохраняются старинные ремесла, пишет Джон Брантон.
Мое путешествие начинается в оживленной столице Куала-Лумпуре. Здесь проходит ежегодная церемония вручения премии «Золотые нити» (Gold Threads Awards), инициатива, направленная на сохранение богатого культурного наследия страны в области ткачества, батика, бисероплетения, вышивки и золотых украшений. Фонд Хасана (Hasanah Foundation) организует вручение премий, а также реализует программу, направленную на расширение прав и возможностей ремесленников, большинство из которых – женщины, для получения ими стабильной прибыли.
Я начинаю свое путешествие с Национального музея текстиля, размещенного в монументальном здании султана Абдул-Самада. Лабиринты его галерей заполнены редким старинным сонгкетом – роскошными шелковыми тканями ручной работы, украшенными замысловатыми узорами из золотых и серебряных нитей. Также здесь представлены драматические ткани икат коренных племен острова Борнео, изящные индийские сари, богато украшенные бисером платья и обувь и многое другое. Мастерство их изготовления вдохновляет меня, и я с нетерпением жду возможности отправиться в путешествие по Малайзии, чтобы увидеть создающих их ремесленников своими глазами. Но сначала нужно посетить церемонию награждения.
Мусульманская семья из Таиланда сохраняет древние традиции шелкоткачества.
Церемония вручения премии «Золотые нити» представляет собой гламурное мероприятие, напоминающее показ мод. Но на сцене нет шикарных моделей, зато здесь присутствуют слегка ошеломленные мастера и мастерицы. Это достойная дань уважения преданным своему делу ремесленникам, которые поддерживают нематериальное наследие Малайзии. «Эти люди являются для нас национальным достоянием, они подобны специалистам, которых известные французские дома высокой моды привлекают для создания и украшения своих эксклюзивных коллекций», – говорит Мелинда Луи, местный модельер.
На следующее утро после церемонии награждения я отправляюсь в Куала-Теренггану на восточном побережье Малайзии. Это культурное сердце мусульман-малайцев и рай для отдыхающих благодаря 700 километрам непрерывных песчаных пляжей, окаймленных пальмами.
Выставка в музее Вены приоткроет завесу тайны с женского платка.
Я добираюсь до Куала-Теренггану, города, который славится богатством традиционных ремесел. Наша первая остановка – знакомство с увлекательным миром ткачества сонгкет, ремесла, которое практикуется здесь с XV века. Изначально из таких тканей шили роскошные церемониальные костюмы, которые носили малайзийские королевские семьи. Просторное ателье Yayasan Tuanku Nur Zahirah было основано в 2007 году женой нынешнего султана Тренгану с целью возрождения искусство сонгкета и улучшения условия жизни ремесленников. Сегодня им руководит ее дочь, принцесса Надира.
В мастерской царит почти мистическая атмосфера. Напряженную тишину нарушают только щелчки деревянных челноков. За станками сидят малайские ткачихи в батиковых платках. Плетения невероятно сложны, поэтому в день они создают всего 5 см ткани, но готовые изделия просто потрясающие.
Шахназ Закария, менеджер ателье, объясняет: «Наша цель – не только сохранить культурное наследие, но и предоставить ткачам новые возможности. И это не только регулярный доход, но и шанс принять активное участие в формировании своего будущего, перейдя от кустарного производства к международной торговле».
Мастера батика в Индонезии сохраняют традицию и учат туристов своим секретам.
Иная картина предстает перед нами, когда мы прибываем в крошечную деревню Кампунг Лосонг, где в полуразрушенной мастерской изготавливают другой знаменитый текстиль Малайзии – батик. Температура здесь достигает почти 50°C. Пламя вырывается из угольных жаровен, нагревающих котлы с кипящим красителем. Около дюжины мастеров ритмично окунают металлические штампы ручной работы в ванны с пузырящимся воском, чтобы отпечатать замысловатые узоры и рисунки на окрашенной ткани. Это не крупное предприятие, и ткани сразу идут на продажу на прилавки центрального рынка Куала-Теренггану.
Здесь же мы посетили мастера-кузнеца, который делает кинжалы крис с волнистым лезвием и таинственными узорами. Такие клинки – драгоценная реликвия для малайцев, в которой, как считается, заключены как духовные, так и сверхъестественные силы.
Это редкое мастерство не пропадет, поскольку у кузнеца есть молодой ученик-энтузиаст по имени Хакими бин Аванг. «Я хотел научиться навыку, который позволил бы мне заниматься творчеством, зарабатывая на жизнь. Когда я приступил к обучению, дух изготовления крисов как будто вошел в мою душу», – заявляет он.
Икат – многоцветное сокровище Средней Азии.
Наш день завершается в обширном музее и культурной деревне Куала-Теренггану, где располагается 136-летний деревянный королевский дворец Истана Тенгку Ник. Внутри я с удивлением вижу знакомое лицо, одного из лауреатов премии «Золотые нити», Азварина бин Ахмеда, который демонстрирует искусство телепук – изящное ручное печатание сусальным золотом на шелковых тканях.
«Это идеальная работа для меня. Я могу объяснять свое ремесло как местным, так и туристам, одновременно создавая разные узоры с помощью телепука. Я вырезаю собственные деревянные мотивы для дизайна – всегда геометрические или растительные, поскольку изображения живых существ недопустимы для мусульман», – рассказывает мастер.
В отличие от батика, продаваемого на местном рынке, творения Азварина бин Ахмеда изготавливаются на заказ и могут стоить до 10 000 ринггитов (224 730 рублей). К счастью в Малайзии благодаря работе Фонда Хасана и других подобных организаций, ценят эти исторические текстильные ремесла. И всегда находятся люди, готовые купить такие изделия, независимо от их стоимости.
Последний мастер малайзийского сонгкока рассказал о своем ремесле.
Исламосфера