Сокровища коллекции Халили: бесподобный мир исламского искусства

Искусство исламского мира столь же разнообразно, как и народы, его населяющие. Это демонстрируют нам шедевры, хранящиеся в коллекции миллиардера и мецената Насера Халили, пишет Томас Пинн.


Исламское искусство разнообразно не только по своим формам, но и с точки зрения создававших его мастеров из обширного региона от Западной Африки до Южной Азии, среди которых были не только мусульмане, но и люди всех вероисповеданий. Таким образом, оно столь же многолико, как и исламская цивилизация, и дает нам представление о культурном богатстве того периода. Знакомство с ним может помочь разрушить предвзятые представления о культурном единообразии, которые часто несправедливо мешают пониманию исламского мира. В этой статье мы решили познакомить вас с некоторыми экспонатами из коллекции Халили, показав множество предметов, которые так же красивы и разнообразны, как и места, откуда они родом.

«Руки Фатимы» из Индии

Этот амулет представляет собой пару невероятно детально проработанных и роскошно украшенных кистей рук. Он насчитывает не менее 200 лет.

«Басмала» на листе табака из Турции

На высушенном и позолоченном листе табака неизвестный мастер изобразил фразу «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Этот шедевр, которому около 200 лет, создает интересное сопоставление красоты природы и веры.

Лампа из Каира

Подобные стеклянная лампы мамлюкской эпохи, предназначавшиеся для мечетей и других подобных заведений, стали знаковой частью исламского искусства. Интерес к ним со стороны западной публики в XIX веке привел к тому, что несколько стекольных заводов в Париже и Австрии начали изготавливать их имитации. Данной лампе около 600 лет.

Страница из Корана мамлюкской эпохи

Страница из Корана украшена невероятно сложным дизайном. 

Кувшин в виде слона из Сирии

Возраст этого игривого керамического слоника оценивается в 700-900 лет. На самом деле это сосуд для жидкости, а хобот является носиком. 

Курильница из Персии

Курильница в виде рыси, датируется концом XII или началом XIII века. Она демонстрирует нам существовавшую в исламском искусстве тенденцию украшать замысловатым образом даже предметы быта.

Плитки из Палестины или Сирии

Этим плиткам 500 лет, но несмотря на это они все еще сохраняют невероятно яркие цвета. Считается, что они были изготовлены по тому же трафарету, что и те, которые сейчас украшают Купол Скалы.

Астролябия из Марокко

Разные астролябии производились по всему исламскому миру. При этом наряду с утилитарными функциями особое внимание уделялось их оформлению.

Шелковое панно из Турции

Текстиль из исламских стран считался одним из лучших в мире по качеству и красоте. Он пользовался такой популярностью в Европе, что имеется множество изображений Девы Марии, вышитых на мантиях с исламским свидетельством веры. 

Страница из Корана мамлюкской эпохи

Эта страница Корана с подписью художника Ахмада ибн Али аль-Аджами украшена сусальным золотом. Она датируется XIV веком.

Ножные браслеты из Индии

Браслеты с жемчугом, изумрудами и рубинами являются прекрасным образцом искусства Великих Моголов.

Мраморная куфическая надпись мамлюкской эпохи

Хотя на первый взгляд это мраморное панно, возраст которого оценивается в 500-600 лет, кажется украшенным причудливым геометрическим узором, на самом деле это надписи на арабском языке, выполненные куфическим шрифтом.

Трубка для кальяна из Индии

Трубка, украшенная изображениями птиц, цветов и крылатых фигур, является прекрасным образцом предмета роскоши эпохи Великих Моголов.

Плитка из Турции

Плитка, возраст которой определяется в 500 лет, сочетает геометрический дизайн с образным использованием цветочных мотивов. Она демонстрирует нам взаимодействие различных видов исламского искусства.

Халат из Центральной Азии

Этот красочный халат – еще один пример того, насколько разнообразно исламское искусство в целом и сколько народов и культур оно охватывает.

Коран из Стамбула

В отличие от представленных выше египетских Коранов, эта рукопись украшена растительными мотивами, демонстрируя нам эстетику османского периода.

Исламосфера

Комментарии