Советы из «Кабус-наме»

Автором «Кабус-наме» является Кей-Кавус (ум. 1087) – правитель Табаристана из династии Зияридов. Его «Кабус-наме», созданное им как сборник наставлений и руководства для сына, является крупнейшим произведением таджикской и персидской прозы. Эта энциклопедия содержит советы по поведению в обществе, ведению хозяйства, правилам правления, воспитанию наследников и т.п. Эти советы сохраняют актуальность и сегодня.


Кей-Кавус родился в 1021 г. в семье правителей Табаристана из рода Зияридов. Когда в 1041/1042 г. Табаристан завоевал сельджукский султан Тогрул, то сохранил прежним правителям номинальную власть. Кей-Кавус путешествовал по Ближнему Востоку, восемь лет жил в Газне и даже женился на дочери султана Махмуда Газневи, которая родила ему сына Гиланшаха. После Кей-Кавус предпринял паломничество в Мекку, а в 1050 г. после смерти своего отца Ануширвана стал правителем Табаристана. Его правление было долгим и мирным, что, безусловно, способствовало развитию культуры. Сам правитель находил время для занятий литературой.

“Калила ва Димна” – мусульманский бестселлер с полуторатысячелетней историей.

Создание «Кабус-наме» относится к 1082 г. Это были своего рода поучения, оставленные Кей-Кавусом для своего сына Гиланшаха. Первые четыре главы книги повествуют о сотворении мира, а также о религиозных обязанностях. Пятая глава посвящена обязанностям по отношению к родителям. Шестая и седьмая касаются развития ума и силы речи. В следующих главах говорится о молодости и старости; умеренности в еде; любви; удовольствиях жизни; медицине; астрологии и математике; поэзии; искусстве служения правителям; качествах придворных, секретарей, визирей, генералов и царя; сельском хозяйстве и других вопросах.

Последняя страница рукописи Кабус-Наме, находящаяся в библиотеке Национального музея Ирана, датированная 1349 годом. / Источник: ru.wikipedia.org

Кей-Кавус наставляет своего сына не забывать о бренности земной жизни и стремиться к благам вечного мира:

«…знай, о сын, что близок тот день, когда мне придется уйти, а скоро и ты пойдешь следом за мной; и сегодня, пока ты в этом бренном мире, нужно, чтобы ты занялся делом и получил воспитание, которое пригодилось бы и для мира вечного. Ведь этот мир, как поле — что посеешь, то и пожнешь. Из того доброго и злого, что пожнешь, никто ничего не съест на поле, ибо то, что пожато, остается в вечном мире… Путь в тот мир для рабов — покорность Аллаху, Преславному и Великому. Тот, кто ищет пути божьего и покорности Господу Всевышнему, – словно огонь: если ты даже разожжешь его перевернутым вниз, он все же стремится взвиться вверх. Тот же, кто отклоняется от божьего пути, – словно вода: как ни поднимай ее вверх, она все стремится спуститься вниз».

Индийское медресе готовит студентов, которые изменят общество.

Также он наставляет сына почитать родителей:

«Знай, о сын, что так как Творец наш, да возвысится Он, захотел, чтобы мир оставался устроенным, Он создал продолжение рода и сделал животную страсть причиной его. Следовательно, как на основании разумных соображений сыну обязательно уважать и почитать [причину] бытия своего, так же обязательно ему и уважать род свой и почитать его, род же его — это отец и мать. Смотри же, не говори: какие у отца с матерью права на меня, их цель была страсть, не меня они имели в виду. Хотя целью и была страсть, но страсть-то выкупается нежностью их, тем, что ради тебя они и на смерть готовы пойти. Наименьшая причина уважения к отцу и матери уже хотя бы то, что они оба — посредники между тобой и Творцом твоим. Поскольку ты уважаешь Творца своего, соответственно тому нужно уважать и посредников».

book

Источник: cablook.com

В «Кабус-наме» можно найти и основы психологии общения:

«Когда тебя не спрашивают, не говори. Пока не спросят, никому совета не давай и не увещевай, в особенности таких людей, которые все равно увещанию не поддадутся, такой и сам свалится. При посторонних никому ничего не советуй, ибо сказано: совет при посторонних — попрек. Если кто-нибудь сбивается с пути, не старайся направить его, все равно не сможешь. Ведь если дерево выросло криво и криво пустило ветви и поднялось, то выпрямить его можно только спилив и обстругав. И как ты не будешь скупиться на хорошее слово, не скупись, если будет возможность, и на вещественные дары: люди скорее обольщаются деньгами, чем словами».

Принципы справедливого государства в письме Али ибн Абу Талиба (р.а.).

«Если будет у тебя печаль или радость, то тому о них говори, кого печали и радости твои могут озаботить. Перед людьми признаков печали и радости не проявляй и каждой хорошей и каждой дурной вещи тотчас же не радуйся и не печалься, ибо это поступок детский. Старайся ради [достижения] невозможного положение свое не менять, ибо великие мужи ни ради истины, ни ради лжи не сдвигаются со своего места».

«Знай, что судьба всех дел мира — прийти и исчезнуть. Пока живешь, не отрицай истины, если кто-либо начнет с тобой спорить, прекрати его спор молчанием. Знай, что ответ дуракам — молчание».

book

Источник: cablook.com

«Хотя юноша себя и считает самым ученым из всех людей, но ты из числа таких юношей не будь, стариков уважай, им лишнего не говори, ибо, если грубить старикам, отвечать придется. Рассказ. Слышал я, что был один столетний старец. Согнулся он пополам и шел, опираясь на посох. Юноша в насмешку сказал ему: «Эй, шейх, за сколько ты этот лук купил, я себе тоже такой куплю». Старик ответил: «Если доживешь да подождешь, так и даром тебе подарят»».

Ходжа Насреддин: реальный человек или воплощение народной сатиры?

«Не жалей о том, что сделал доброе дело, ибо награду за добро и зло получишь еще в этом мире, прежде чем уйдешь в другое место. А когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время совершения доброго дела сам получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек. А когда причинишь кому-нибудь зло, сколько муки постигнет его, столько же появится в твоем сердце стеснения и тяжести и постигнет тогда от тебя кого-либо зло».

Наставления в «Кабус-наме», изложенные живо и занимательно, иллюстрируются рассказами и изречениями мудрецов. Это способствовало широкой популярности этого труда – в средние века «Кабус-наме» была настольной книгой правителей, религиозных деятелей, ученых и учителей.

Иллюстрация 1 из 15 для Халиф и правитель.

Источник: labirint.ru

Исламосфера

Комментарии