Современные произведения искусства Палестины
Палестинцы живут в оккупации уже более 50 лет. Несмотря на то, что многие наслышаны о тяжелой судьбе палестинцев, невозможно прочувствовать, каково это – жить в оккупированной Палестине, полной моральных и физических ограничений, если не испытать это всё на собственном опыте. Искусство, которое является одной из великих форм выражения эмоций и переживаний, помогло местным художникам передать свои мысли, чувства и реальность. Благодаря произведениям палестинских деятелей искусства можно испытать их боль и разочарование, но также возможно увидеть их непоколебимую стойкость и, самое главное, надежду.
Картина «Тюрьма» (1982 г) художника Слимана Мансура изображает пятерых мужчин, руки которых скованы за спиной, а головы закрыты, чтобы они не могли видеть. Несмотря на то что палестинцы изображены безликими, мужчины представлены молодыми, сильными, стойкими, и, самое главное, сплоченными. Тем не менее, меланхоличные оттенки, которыми пронизана картина, говорят о том, что будущее этого поколения неопределенно, оно кажется пустынным и безрадостным. Угнетение палестинцев привело к расколотой идентичности.
Серия картин «Зефт аля кемаш» («Зефт на холсте») художника Хани Зуроб имеет глубинное значение народного противостояния оккупации в Палестине. По словам самого художника, термин зефт с арабского языка означает «асфальт». Также он часто используется в уничижительном значении, выражая широкий спектр чувств от уныния до отвращения или проклятия в зависимости от контекста ситуации. Общеизвестно, что национальные интересы и колониальный проект Израиля требует знания языка врага, и израильские солдаты, безусловно, осознавали негативные оттенки слова «зефт», когда покрывали палестинские улицы асфальтом. Кроме того, данная серия картин также отображает тот факт, что в Газе передвижение людей и распространение политических листовок ограничено, и все сообщения или заявления передаются с помощью граффити на домах и стенах в общественных местах.
Одними из примечательных арт-объектов палестинского искусства также являются произведения художника Абдеррахмана Катанани. Его работы известны своей интенсивностью в изображении ярких воспоминаний и историй, накопленных на протяжении долгих лет и отражающих трагедию и лишения, пережитые в лагере. Своими произведениями он передаёт послание о сопротивлении и выносливости, используя инструменты и материалы из лагеря, которые резонируют со счастьем, апатией, сочувствием, слезами и радостью. Катанани применяет и объединяет найденные в лагере материалы – крышки от бутылок, тряпки, посуду, гофрированное железо, колючую проволоку и др. На некоторых из его поздних работ изображены произрастающие в Палестине оливковые деревья, обнесённые колючей проволокой, а также дети из гофрированного железа, запускающие воздушных змеев из жестяные банки.
«Метаморфозы» Стива Сабеллы – серия коллажей с изображениями повседневной жизни оккупированной Палестины. В своих работах Сабелла как будто накладывает внешний мир на бесконечные внутренние ландшафты. Узнаваемые объекты и формы отделены от своих функций, интерпретация отделена от восприятия.
«Западный берег и сектор Газа» Мэри Тума посвящена вопросам преобразования тела и духа посредством использования форм одежды, помещенных в контекстную среду. Использование старых тканей и найденных предметов важно для создания среды, вызывающей чувство утраты или далёких воспоминаний. Художнику интересны образы из прошлого, подобные теням или призракам, не совсем цельные и уже нереальные, но всё же имеющие большое влияние и силу.
Ещё одним из произведений, полных грусти и скорби палестинского народа, является серия работ «Стены Газы» (1994) Лейлы аш-Шава. Первоначальным толчком к созданию произведений Лейлы становятся её собственные фотографии, которые позже трансформируются с помощью техники шелкографии. Основное внимание в работах автора уделяется душераздирающим посланиям надежды и сопротивления, нарисованным аэрозольной краской простыми жителями Газы на стенах своего города вопреки израильской цензуре.
Ещё один палестинский художник, Ахмед Абу аль-Адас, создал своё произведение в знак солидарности с палестинской активисткой Ахед Тамими, живущей на Западном берегу и известной своими столкновениями с израильскими солдатами. По словам художника, в своей работе, на которой изображена Ахед, он объединил свою любовь к арабской поэзии, страсть к арабской каллиграфии и одержимость живописью.
Исламосфера