Спорное наследие Индии: конфликт между мечетью и храмом
Многочисленные притязания ультраправых индуистских групп, по меньшей мере, на шесть религиозных объектов в Индии вызывают опасения повторения инцидента с мечетью Бабура (Бабри).
6 декабря 1992 года запомнился в Индии как «черный день». Толпа из почти 150 000 человек прорвала ограждения вокруг мечети Бабри в городе Айодхья штата Уттар-Прадеш и за несколько часов снесла мусульманский храм XVI века. Перед этим событием по распоряжению суда Археологическая служба Индии (АСИ) начала исследования, чтобы выяснить, существовал ли на этом месте индуистский храм. Были найдены некоторые свидетельства в пользу этой версии, но мусульмане оспаривают их.
Как ислам распространился в Индии?
На данный момент участок, на котором располагалась мечеть, остается пустым. Обнесенный колючей проволокой, он является напоминанием о дне, ознаменовавшем новый виток отношений между индуистами и мусульманами, которые веками молились в храмах и мечетях, расположенных рядом друг с другом.
Перенесемся в 2022 год. В настоящее время вокруг мечети Гьянвапи постройки XVII века в городе Варанаси разгорается конфликт, потенциально способный вызвать новую волну напряженности между конфессиями. Дело в том, что мечеть была в построена на руинах храма Вишванатх, грандиозного индуистского святилища XVI века, частично разрушенного по приказу императора Аурангзеба. Крайне правые индуистские группы обратились в местный суд с просьбой разрешить им молиться в комплексе. На этом месте якобы была обнаружена шивалингам – каменное сооружение, символизирующее индуистского бога Шиву. Мусульмане оспаривают это утверждение. Несмотря на это, часть мечети была опечатана судом.
Индийские ученые: Моголы выступали за секуляризм и межрелигиозный мир.
Между тем, в Индии действует «Закон о местах поклонения» от 1991 года, который запрещает переустройство мест отправления культа с момента обретения страной независимости в 1947 году.
«Единственный путь вперед для Индии – это подвести черту и сказать: «Надо остановиться». И точка отсчета, где мы можем сделать это – 15 августа 1947 года», – пишет политический аналитик Йогендра Ядав в своей статье «Аргументы в пользу восстановления оскверненных индуистских храмов и почему этого не надо делать».
По словам Ричарда Митона, преподавателя истории Южной Азии в Университете Аризоны, ученые говорят, что во время Аурангзеба были «определенно разрушены», по меньшей мере, 14 храмов. Между тем крайне правые индуистские группы утверждают, что при мусульманском правлении было снесено до 60 000 храмов. Ученые называют эти цифры определенно «преувеличенными».
Помимо мечети Гьянвапи, на данный момент крайне правые индуистские группы высказывают претензии в отношении еще пяти религиозных объектов: мечети Шахи в Матхуре, комплекса Бходжшала в Дхаре, Кутб-Минар в Дели, мечети Тиле Вали в Лакхнау и святилища Даргах Аджмер-и Шариф в Аджмере.
25 лет сносу мечети в Айодхье.
Как заявляют ультраправые, мечеть Шахи Идгах в Матхуре была построена на месте рождения индуистского бога Кришны и «должна быть снесена». Также они неоднократно обращались в суд, требуя опечатать комплекс мечети и усилить меры безопасности, чтобы «доказательства существования храма, а именно индуистские религиозные символы и т.д. не были уничтожены».
Кутб-Минар является одним из знаковых памятников Дели. Строительство объекта Всемирного наследия было начато в XII в. как знак своей победы первым султаном Дели Кутбиддином Айбеком. По словам историков, тогда были снесены 27 индуистских и джайнских храмов, располагавшихся на этом месте, а их обломки использованы для строительства мечети. Теперь, спустя более 800 лет, ультраправые индуисты требуют восстановления этих храмов. В прошлом году гражданский суд отклонил первоначальное заявление, указав, что «ошибки, совершенные в прошлом, не могут быть основанием для нарушения мира в настоящем и будущем».
После требования переименовать комплекс в Вишну Стамбха бывший региональный директор Археологической службы Индии (АСИ) Дхарамвир Шарма заявил, что Кутб-Минар был построен не Кутбиддином Айбеком, а индийским правителем V в. Раджой Викрамадитьей для наблюдения за солнцем. 9 июня суд отложил вынесение постановления на 24 августа.
Комплекс Бходжшала в округе Дхар штата Мадхья-Прадеш является охраняемым АСИ памятником XI в., который, как утверждают крайне правые индуистские группы, является храмом Вагдеви (индуистской богини Сарасвати). В то же время мусульмане называют его мечетью Камал Маула. В 2003 году был заключен договор о том, что индусы совершают молитвы в помещении каждый вторник, а мусульмане – по пятницам. Однако правые группы требуют передать комплекс в единоличное пользование индуистам и установить запрет на использование даже какой-то его части мусульманами.
Как правительство Моди переписывает историю Великих Моголов.
Ультраправые выдвигают претензии и в отношении мечети Тиле Вали в Лакхнау, построенной в XVI в. Согласно их утверждениям, исторические храмы, посвященные Шешу Нагешатилешвару и другим божествам на территории комплекса, были повреждены мусульманами. Как заявляют активисты, мечеть Тиле Вали – это Лакшман Тила, и, согласно петиции, она должна быть возвращена индусам.
Еще одна петиция, выдвинутая в отношении Даргаха Аджмер-и Шериф в Аджмере, шокировала мусульманскую общину. Этот религиозный комплекс, где располагается гробница суфийского святого XIII в. Хваджи Муинуддина Чишти, является крупнейшим местом паломничества мусульман Индии.
В мае крайне правая группа «Махарана Пратап Сена» подала петицию, в которой утверждается, что это место было индуистским храмом, и потребовала его обследования Археологической службой Индии. «Даргах ранее был древним индуистским храмом. Об этом говорят символы свастики на стенах и окнах. Мы требуем, чтобы АСИ провела обследование», – заявил журналистам лидер группы.
Как говорят аналитики, многочисленные требования о восстановлении храмов связаны скорее с местью, чем с правосудием. Суды сами подливают масло в огонь, разрешая петиции против мечетей. А ультраправые всеми силами демонизируют мусульман, создавая свою версию истории, в которой мусульманские правители Индии выставлены тиранами, попирающими справедливость.
Насилие против мусульман Индии: учение Ганди предано забвению?
«Индуистские националисты теперь считают, что государство на их стороне, и они могут требовать возвращения им мест поклонения, используемых мусульманами… Факты здесь не имеют значения. В битве веры и фактов последние редко побеждают. Такие убеждения не нуждаются в доказательствах или подтверждении. Фанатики всех вероисповеданий считают, что их религия является самой терпимой, в то время как другие просто оплот нетерпимости», – говорит Манимугдха Шарма, историк Университета Британской Колумбии (Канада).
Исламосфера