Стамбели – суфийская музыка Туниса с африканскими корнями

Культура стамбели, объединяющая суфийские мотивы и местные африканские ритуалы, попала в Тунис из Черной Африки. Она собирает тысячи людей на ежегодных мероприятиях, пишет Мехмет Акиф Туран.


В празднествах с исполнением музыки стамбели, проводимых у мавзолея Сиди Али Хаттаба в Моргание, в вилаяте Мануба, принимают участие тысячи человек из разных городов страны.

Музыка стамбели, корни которой относятся ко временам распространения работорговли в Черной Африке, попала в Тунис через рабов. В качестве своего покровителя исполнители стамбели признают Билала (да будет доволен им Аллах), первого муэдзина в исламе. Поэтому их еще называют «билалиййин» – «следующие по стопам Билала».

В Северной Африке существуют и другие похожие на стамбели музыкальные традиции – это гнава и диван в Марокко, а также макали в Ливии.

В Марокко прошел фестиваль “черной музыки” – Гнава.

Лютфи Кридан, исполнитель стамбели, рассказывает: «Стамбели – это разновидность суфийской музыки. Тексты песен содержат фразы, прославляющие и восхваляющие нашего Пророка (мир ему). Кроме того, в стамбели прославляются жившие в прошлом или современные личности, которых считают друзьями Аллаха». 

Объяснив, что культура стамбели попала в Тунис через африканских рабов, Кридан говорит: «Музыка стамбели появилась, чтобы поведать о страданиях рабов. Их использовали на разных работах, и в этой музыке они выражали те нелегкие жизненные испытания, которые им пришлось пережить».

Отметив, что культура стамбели не очень известна новому поколению, Кридан заявил, что он и его друзья музыканты, исполняющие эту музыку, стараются популяризировать ее.

Как он рассказывает, в стамбели используются свои музыкальные инструменты, такие как гембри, табла и шикашик: «Свои выступления мы начинаем с таблы (вид барабана), после подключаются гембри (3-струнная лютня) и шикашик (сагаты). Впадающие при звуках музыки в транс мюриды и слушатели начинают танцевать, присоединяясь к выступлению».

Исламские корни блюза: африканская мелодика чтения Корана и азана.

Сабрина, солистка группы, говорит, что стамбели пришел из Томбукту. Она поведала: «Стамбели, представляющая собой разновидность суфийской музыки, несет в себе духовные смыслы. Одновременно это музыкальный жанр, в котором африканские рабы и аджами (неарабские народы) рассказывали свои истории. В настоящее время мы пытаемся рассказывать эти истории не от лица отдельных индивидов, а от имени всей общности».

Сабрина также рассказала, что стамбели исполняют музыкальные группы: «В традиционном представлении стамбели у каждого члена группы есть свои обязанности. Моя должность называется «шушане» – я выступаю как солистка и рассказчица, а также режиссер. Слово «шушане» на самом деле означает «слуга». В этом заключается свой смысл – все смотрят на него как на слугу, но на самом деле он тот, кто всем распоряжается. Во время выступлений шушане под музыку, используя слова и жесты, изображает страдания чернокожих рабов. Он также успокаивает мюридов, впавших под воздействием музыки в транс». Сабрина рассказала, что их группу приглашают на религиозные праздники, свадьбы, праздники по случаю обрезания.

“Тинаривен”: мятежные музыканты африканской пустыни.

File:Stambeli tataouine 2.jpg - Wikimedia Commons

Источник: Wikimedia Commons

File:Stambeli tataouine 5.jpg - Wikimedia Commons

Источник: Wikimedia Commons

File:Stambeli tataouine 6.jpg - Wikimedia Commons

Источник: Wikimedia Commons

File:Stambeli tataouine 1.jpg - Wikimedia Commons

Источник: Wikimedia Commons

File:Stambeli 2.jpg - Wikimedia Commons

Источник: Wikimedia Commons

Stambali: the last dance with the spirits

Источник: pan-african-music.com

Can Stambeli, the Spiritual Music of Tunisia, Be Saved?

Источник: vice.com

Исламосфера

Комментарии