Станет ли абайя лишь арабской национальной одеждой?
В последнее время очень часто обсуждается вопрос женской мусульманской одежды, особенно в контексте национальных традиций и мировых тенденций. Новой темой для разговора стало высказывание Шейха Саудовской Аравии Абдуллаха аль-Мутлака о том, что саудийских женщин не нужно принуждать носить абайю. Стоит отметить, что в своей рекомендации он имел ввиду лишь черное просторное одеяние, а не хиджаб в целом, поскольку в Саудовской Аравии женщины на законодательном уровне обязаны носить черные платья, хотя ни в Коране, ни в Сунне Пророка (САВ), об этом не говорится.
Это было сказано не просто мусульманским блоггером, а видным факихом в Королевстве, который является членом Совета ученых Саудовской Аравии.
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад Ибн Салман Аль Сауд уже стал известен всему миру своей либерализацией и новыми реформами в социальной сфере. Если же после разрешения женщинам водить автомобили, им также будет позволено не носить черную абайю, общество этого государства сильно изменится. Некоторые считают, что это лишь улучшит отношение к мусульманкам в мире.
Основатель и руководитель Совета исламской моды и дизайна (Islamic Fashion and Design Council (IFDC) Алия Кхан считает, что абайи являются лишь культурным элементом – традиционным платьем арабок, сродни сари у индиянок. Кхан сделала предположение, что если рекомендация Шейха Аль-Мутлака примут к сведению и запрет на принудительное ношение черной абайи будет снят, то у дизайнеров и модных домов будет больше простора для реализации их идей.
Подобной же идеи придерживается саудовский дизайнер одежды Арва Аль-Банави. «Для меня абайя – это как кимоно для Японии, часть культуры», – говорит она.
Алия Кхан привлекает дизайнеров, которые дают новые видения абайи с позиции современной моды и сохранением всех шариатских требований. Одной из таких творческих личностей в ее команде является Хатем Алакиль, которая создает одежду в стиле фристайл (свободный крой), которую могут носить и немусульманки – это неприталенные длинные платья, туники, плащи, кардиганы, привычные для западного мира.
Арва Аль-Банави: «Для меня абайя – это как кимоно для Японии, часть культуры»
Абайи уже стали частью дизайнерских коллекций мировых домов моды на Западе. Так, Dolce and Gabbana and Carolina Herrera представляли свои коллекции черной абайи, созданные специально для женщин Ближнего Востока. Более того, сами женщины следят за модой, разбираются в ней. Но проблема по мнению дизайнера в другом. «Многие женщины жалуются на отсутствие свободы выбора. В Саудовской Аравии должен быть умеренный ислам. Мы уже движемся к этому,» – считает Алакиль.
В то же время нельзя сказать, что все женщины Саудовской Аравии хотели бы сменить черное традиционное исламское одеяние на иные модели. И это связано не столько с религиозными убеждениями, сколько с привычкой и просто любовью к данной одежде. Например, Нур Аль-Тамими, основательница бренда The Nou Project, не всегда может носить черную абайю, когда она находится в Дубае. Однако ей нравится надевать его, когда она у себя на родине.
Так или иначе, мусульманские дизайнеры уверены, что мода и спрос на абайю не пропадут, и она будет всегда актуальной в индустрии скромной моды. Алия Кхан считает абайю очень удобной одеждой, и если она станет более разнообразной, то поможет женщинам в самовыражении.
Исламосфера