Старинное ремесло на уроках труда в дагестанском селе Балхар

На занятиях трудом в горном дагестанском селе Балхар дети лепят традиционные глиняные кувшины и игрушки — узнаваемые далеко за пределами родины, пишет Зарема Алиева.


Небольшое село Балхар в Нагорном Дагестане — родина целого бренда. Это расписная керамическая посуда и глиняные игрушки, узнаваемые с первого взгляда. Еще в начале эры люди в этой местности лепили изделия из красной глины. А в XVII—XVIII веках посудой из Балхара пользовались не только в соседних районах Дагестана, но и в Закавказье. И сейчас во многих балхарских домах можно встретить расписанные белыми узорами посуду и детские игрушки в виде фигурок осликов, птиц, овец, лошадей, людей. В селе работает небольшой частный цех, раньше бывший филиалом Махачкалинского художественного комбината. Там трудится несколько женщин.

Глину добывают на равнинной местности при въезде в Балхар, и это кропотливый труд. Работают сразу несколько женщин. Сначала они удаляют верхний слой земли — не меньше метра. Местность болотистая, и вырытые ямы оказываются полны воды. Ее женщины вычерпывают ведрами. Затем можно «собирать» глину. Делают это очень тщательно: следят, чтобы не попадались камешки.

Островок самоуправления в древнем дагестанском селе Сивух.

Село Балхар / Источник: Зарема Алиева

Уже в селе глину отмачивают в больших ваннах несколько дней и после разминают ногами на коврике.

— Чем больше мы ее разминаем, тем она эластичнее. Так с ней легче работать, и меньше будет трескаться, — рассказывает мастерица Зарема Ибрагимова.

Зарема решила впервые попробовать слепить что-то своими руками почти 15 лет назад — до этого только приходила в цех и наблюдала, как оживала глина под руками односельчанок. Обычно новички начинают с игрушек, но Зареме дали самое сложное задание — кувшин. — Моя наставница, Хадижат Алибецова, сказала мне: «Три дня ты будешь смотреть, как я работаю за кругом, а на четвертый день я встану, а ты сядешь и попробуешь сделать свой первый кувшин», — вспоминает Зарема.

Но это только звучит просто. На то, чтобы научиться изготавливать кувшин, подмастерьям давали три месяца. Нелегкая задача и обжечь готовые изделия. В Балхаре это по-прежнему делают, как и раньше, в растапливаемой кизяком печи. Ее немного подтапливают целый день. Затем в печь укладывают посуду. Уложить плотно и ничего не разбить — отдельное мастерство. С 4 утра следующего дня печь «задымляют» — делают так, чтобы в нее поступал теплый дым. И только к вечеру разводят огонь. Для всего процесса нужно около 40 мешков кизяка, а в конце подбрасывают ботву. Температура доходит до 1200 градусов. Женщины терпеливо не отходят от печи до готовности изделий — иногда обжигать заканчивают в два ночи.

Письма из глубины веков: эпиграфические памятники Дагестана.

Зарема Ибрагимова преподает гончарное дело в Балхарской средней школе / Источник: Зарема Алиева

Все секреты непростого мастерства Зарема пытается передать следующему поколению. Третий год она преподает гончарное дело в Балхарской средней школе. Балхар — небольшое и не самое благоустроенное село, многие жители в поисках более легкой жизни уезжают на равнину. В этом году в школу ходят 34 ребенка. Начиная с 5-го класса занятия традиционной керамикой замещают уроки труда. Сейчас их посещают ученики 5, 6, 7 и 10 классов — восемь девочек и два мальчика. Нынешние семиклассницы осваивают ремесло предков уже третий год, остальные присоединились в прошлом году.

Уроки труда проходят три раза в неделю. Зарема понимает, что дает детям только азы. Но надеется, что это поможет старинному промыслу сохраниться. А глиняный промысел может помочь сохраниться селу. В Балхаре мечтают вывести бренд на новый уровень — и привлекать больше туристов, чтобы гости из разных уголков мира могли воочию наблюдать за старинным «глиняным волшебством».

В стене дагестанской мечети нашли замурованные книги.

И сейчас во многих балхарских домах можно встретить расписанные белыми узорами посуду и детские игрушки в виде фигурок осликов, птиц, овец, лошадей, людей / Источник: Зарема Алиева

Глина / Источник: Зарема Алиева

Чем больше глину разминают, тем она становится более эластичной / Источник: Зарема Алиева

Зарема Ибрагимова демонстрирует балхарские изделия / Источник: Зарема Алиева

Все секреты непростого мастерства Зарема Ибрагимова пытается передать следующему поколению / Источник: Зарема Алиева

Источник: Зарема Алиева

Источник: Зарема Алиева

Источник: Зарема Алиева

Источник: Зарема Алиева

Источник: Зарема Алиева

Источник: Зарема Алиева

Источник: Зарема Алиева

Зарема Алиева / Это Кавказ

Комментарии