Суфии Боснии: история и современность

Верховный муфтий Боснии и Герцеговины Хусейн Кавазович заявил, что «ислам был принесен в Боснию и на Балканы суфиями и сохранился до сегодняшнего дня благодаря им», пишет Микаил Тюркер Бал.
Роль текке (суфийских обителей) и суфиев в становлении Османской империи и в период османских завоеваний была велика. Дервиши появились на Балканах задолго до того, как сюда пришла турецкая армия, в результате они были готовы к приходу мусульман. Существуют предания, что султан Мехмед II дважды приезжал сюда, переодевшись дервишем, прежде чем начать свои походы. Члены текке, то есть шейхи и дервиши, не ограничивались религиозной деятельностью, они работали врачами, учителями, когда это было необходимо, земледельцами и ремесленниками, а также участвовали в боевых действиях, когда приходило время. Основной функцией текке в это время было заселение пустующих земель и их обустройство путем превращения в сельскохозяйственные угодья. Пока Балканы оставались под властью турок, суфийские обители, которые были частью структуры османского общества, выполняли функции по сплочению мусульманской общины и решению материальных и духовных проблем верующих. С другой стороны, они служили религиозными центрами региона, а также предоставляли населению образовательные услуги.
Безмятежность текке в Благае: старейшая обитель дервишей Боснии.
В 1878 году территории Боснии и Герцеговины были заняты Австро-Венгрией. В этот период, продолжившийся до 1918 года, центральным органом мусульман региона было Управление Великого муфтия, созданное в городе Ниш и связанное с Османской империей. Текке при этом свободно продолжали свою деятельность. В дальнейшем центральным органом мусульман региона, перешедшего под власть Королевства Югославия (1918-1941), было Управление великого муфтия в Белграде и Совет улемов в Скопье и Сараево. Суфийские обители рассматривались как часть исламской общины и никаких ограничений в отношении них установлено не было.

Текке в Благае / Источник: GZT
С образованием Социалистической Федеративной Республики Югославия (1945-1990) коммунистическое руководство страны объявило своей идеологией атеизм и начало преследовать религии и священнослужителей. Мечети начали закрывать, а функционирование суфийских обителей ограничивать. При этом вплоть до 1952 года не существовало никакого закона, регулирующего деятельность тарикатов и текке, эти структуры продолжали действовали как подразделение Исламского объединения (Islamski Zajednica). Наконец в 1952 году в Боснии и Герцоговине деятельность текке была официально запрещена, и все они закрыты. Принадлежащие им здания были разрушены или переданы каким-то организациям. Текке Гази Исабега тариката мевлеви, созданное еще в эпоху завоевания Сараево, было разрушено, кадирийское текке Хаджи Синана и Калканделен Харабати Баба Бекташи в Сараево и их вакфы (фонды) были конфискованы, а в зданиях разместились казино и другие учреждения. Однако в этот период суфийская деятельность неофициально продолжалась в домашних условиях. В Косово и Санджаке, которые были автономными регионами Югославии, не было закона, запрещающего тарикаты, поэтому эти структуры в той или иной степени продолжали действовать. 12 декабря 1971 года под руководством шейха Джемали Эфенди из ордена рифаи в Косово была создана и начала свою деятельность Ассоциация исламских орденов дервишей (SIDRA), в которую вошли дервиши и текке региона. Однако Исламское объединение Югославии отказалось признать эту структуру законным представителем тарикатов. Но суфии не сложили руки и продолжили свои усилия по легализации своей деятельности, пока наконец это не произошло в 1977 году. В 1989 году закон о закрытии текке был отменен, а в 1990 году тарикаты и текке получили официальный статус в структуре Исламского объединения Боснии и Герцеговины. Главным управлением суфиев стал Центр тарикатов, который возглавил шейхуль машаих. В настоящее время эту должность занимает избранный в 2021 году шейх Казим Хаджимейлич.
Дервиши Косово: сохранение традиций в эпоху современности.
Сегодня под руководством Центра тарикатов Боснии и Герцеговины действуют более 80 текке и собраний поминания (зикр) таких суфийских братств, как накшбандия, рифаи, кадирия, халватия, мевлеви. Также ему подчиняются некоторые обители, находящиеся в Хорватии, Словении, Австрии, Германии, Франции, Дании, Норвегии и Америке.

Казим Хаджимейлич / Источник: GZT
Центр тарикатов регулирует деятельность суфийских обителей. Нельзя открыть текке и заниматься деятельностью суфийского шейха без его разрешения и лицензии. Точно так же текке и дервиши с шейхами находятся под контролем Центра тарикатов. Хотя этот орган имеет свою иерархию, он активно сотрудничает с Исламским объединением Боснии, с имамами и муфтиями. Например, организует разные мероприятия по пропаганде духовности и исламских традиций в таких знаковых местах, как текке в Благае, гробница шейха Хасана Кайми-бабы в Зворнике, а также традиционный фестиваль Айваз Деде.
Текке Хаджи Синана в Сараево – редкий образец текке XVII в., сохранившийся до наших дней.
Суфийские организации Боснии и Герцеговины имеют следующую структуру. Текке привязаны к аситане (главная, центральная текке какого-то тариката), а аситане и возглавляющие их шейхи – к Центру тарикатов. Таким образом, во многом сохраняется структура, действовавшая еще во времена Османской империи. Шейхи и халифы (их наместники) осуществляют свою деятельность на добровольных началах, не получая за это зарплату. А расходы текке покрываются за счет пожертвований состоящих в них суфиев.

Мевлевихане Сарайбосна, построенное Гази Исхакоглу Иса-беем в 1462 году

Единственная известная фотография интерьера текке Мевлеви Иса-бея (1952 г.) / Источник: GZT

Дарга шейха Хусейна Бабы Босневи, Накши Пира, который представлял накшбандию в Боснии и Герцеговине и распространял ее среди общественности (1970 г.) / Источник: GZT

Источник: GZT

Источник: GZT
Исламосфера