Суфии Боснии: история и современность

Верховный муфтий Боснии и Герцеговины Хусейн Кавазович заявил, что «ислам был принесен в Боснию и на Балканы суфиями и сохранился до сегодняшнего дня благодаря им», пишет Микаил Тюркер Бал.


Роль текке (суфийских обителей) и суфиев в становлении Османской империи и в период османских завоеваний была велика. Дервиши появились на Балканах задолго до того, как сюда пришла турецкая армия, в результате они были готовы к приходу мусульман. Существуют предания, что султан Мехмед II дважды приезжал сюда, переодевшись дервишем, прежде чем начать свои походы.  Члены текке, то есть шейхи и дервиши, не ограничивались религиозной деятельностью, они работали врачами, учителями, когда это было необходимо, земледельцами и ремесленниками, а также участвовали в боевых действиях, когда приходило время. Основной функцией текке в это время было заселение пустующих земель и их обустройство путем превращения в сельскохозяйственные угодья. Пока Балканы оставались под властью турок, суфийские обители, которые были частью структуры османского общества, выполняли функции по сплочению мусульманской общины и решению материальных и духовных проблем верующих. С другой стороны, они служили религиозными центрами региона, а также предоставляли населению образовательные услуги.

Безмятежность текке в Благае: старейшая обитель дервишей Боснии.

В 1878 году территории Боснии и Герцеговины были заняты Австро-Венгрией. В этот период, продолжившийся до 1918 года, центральным органом мусульман региона было Управление Великого муфтия, созданное в городе Ниш и связанное с Османской империей. Текке при этом свободно продолжали свою деятельность. В дальнейшем центральным органом мусульман региона, перешедшего под власть Королевства Югославия (1918-1941), было Управление великого муфтия в Белграде и Совет улемов в Скопье и Сараево. Суфийские обители рассматривались как часть исламской общины и никаких ограничений в отношении них установлено не было.

Fransız seyyah Ch. Pelerin, Sarı Saltuk Tekkesi olarak da bilinen Blagay Tekkesi hakkında, “Buna Nehri’nin kaynağında her yönüyle ruha hitap eden bir halvethane vardır. Orada dua eden insanlarla beraber nehirdeki balıklar ve ağaçlardaki kuşlar da dua etmektedir.” demiştir.

Текке в Благае / Источник: GZT

С образованием Социалистической Федеративной Республики Югославия (1945-1990) коммунистическое руководство страны объявило своей идеологией атеизм и начало преследовать религии и священнослужителей. Мечети начали закрывать, а функционирование суфийских обителей ограничивать. При этом вплоть до 1952 года не существовало никакого закона, регулирующего деятельность тарикатов и текке, эти структуры продолжали действовали как подразделение Исламского объединения (Islamski Zajednica). Наконец в 1952 году в Боснии и Герцоговине деятельность текке была официально запрещена, и все они закрыты. Принадлежащие им здания были разрушены или переданы каким-то организациям. Текке Гази Исабега тариката мевлеви, созданное еще в эпоху завоевания Сараево, было разрушено, кадирийское текке Хаджи Синана и Калканделен Харабати Баба Бекташи в Сараево и их вакфы (фонды) были конфискованы, а в зданиях разместились казино и другие учреждения. Однако в этот период суфийская деятельность неофициально продолжалась в домашних условиях. В Косово и Санджаке, которые были автономными регионами Югославии, не было закона, запрещающего тарикаты, поэтому эти структуры в той или иной степени продолжали действовать. 12 декабря 1971 года под руководством шейха Джемали Эфенди из ордена рифаи в Косово была создана и начала свою деятельность Ассоциация исламских орденов дервишей (SIDRA), в которую вошли дервиши и текке региона. Однако Исламское объединение Югославии отказалось признать эту структуру законным представителем тарикатов. Но суфии не сложили руки и продолжили свои усилия по легализации своей деятельности, пока наконец это не произошло в 1977 году. В 1989 году закон о закрытии текке был отменен, а в 1990 году тарикаты и текке получили официальный статус в структуре Исламского объединения Боснии и Герцеговины. Главным управлением суфиев стал Центр тарикатов, который возглавил шейхуль машаих. В настоящее время эту должность занимает избранный в 2021 году шейх Казим Хаджимейлич.

Дервиши Косово: сохранение традиций в эпоху современности.

Сегодня под руководством Центра тарикатов Боснии и Герцеговины действуют более 80 текке и собраний поминания (зикр) таких суфийских братств, как накшбандия, рифаи, кадирия, халватия, мевлеви. Также ему подчиняются некоторые обители, находящиеся в Хорватии, Словении, Австрии, Германии, Франции, Дании, Норвегии и Америке.

Bosna Hersek Tarikat Merkezi Başkanı Prof. Dr. Kazım Hacımeyliç.

Казим Хаджимейлич / Источник: GZT

Центр тарикатов регулирует деятельность суфийских обителей. Нельзя открыть текке и заниматься деятельностью суфийского шейха без его разрешения и лицензии. Точно так же текке и дервиши с шейхами находятся под контролем Центра тарикатов. Хотя этот орган имеет свою иерархию, он активно сотрудничает с Исламским объединением Боснии, с имамами и муфтиями. Например, организует разные мероприятия по пропаганде духовности и исламских традиций в таких знаковых местах, как текке в Благае, гробница шейха Хасана Кайми-бабы в Зворнике, а также традиционный фестиваль Айваз Деде.

Текке Хаджи Синана в Сараево – редкий образец текке XVII в., сохранившийся до наших дней.

Суфийские организации Боснии и Герцеговины имеют следующую структуру. Текке привязаны к аситане (главная, центральная текке какого-то тариката), а аситане и возглавляющие их шейхи – к Центру тарикатов. Таким образом, во многом сохраняется структура, действовавшая еще во времена Османской империи. Шейхи и халифы (их наместники) осуществляют свою деятельность на добровольных началах, не получая за это зарплату. А расходы текке покрываются за счет пожертвований состоящих в них суфиев.

1462 yılında Gazi İshakoğlu İsa Bey tarafından inşa ettirilen Saraybosna Mevlevîhanesi.

Мевлевихане Сарайбосна, построенное Гази Исхакоглу Иса-беем в 1462 году

Mevlevî İsa Bey tekkesinin içinin bilinen tek fotoğrafı, 1952.

Единственная известная фотография интерьера текке Мевлеви Иса-бея (1952 г.) / Источник: GZT

Bosna Hersek’te Nakşibendîliği temsil eden ve halka yayan Nakşî Piri Şeyh Hüseyin Baba Bosnevî’nin dergâhı, 1970.

Дарга шейха Хусейна Бабы Босневи, Накши Пира, который представлял накшбандию в Боснии и Герцеговине и распространял ее среди общественности (1970 г.) / Источник: GZT

Bosna Hersek’te tasavvufî hayat, özgür bir zeminde hayatına devam ediyor.

Источник: GZT

İkinci Dünya Savaşı’ndan sonra yeni kurulan Sosyalist Yugoslavya Devleti, Saraybosna Ulema Meclisi’nin 12 Mayıs 1952 kararnamesi ile ateizm politikası izleyerek Bosna Hersek sınırları içindeki mevcut tüm tekkeleri kapattığını ve faaliyetlerine son verildiğini açıklamıştır.

Источник: GZT

Исламосфера

Комментарии