Суфийская текке – центр не только духовной жизни

Текке, суфийские обители исламского мира, в той же мере интересовались материальными потребностями человека, как и духовными, пишет Мустафа Кара.


Если обратиться к истории, то в турецких городах (как и городах всего мусульманского мира) основными учреждениями, вокруг которых была сосредоточена религиозная жизнь, были мечеть, медресе и суфийская обитель (их именовали по-разному – текке, завия, дергях). Хотя на первый взгляд кажется, что первое из них предназначалась только для поклонения, второе – для обучения, а третье – для зикра (поминания) и общения, все не так просто. Если обратиться к истории, мы увидим, что в прошлом они имели самые разные функции.

10 форм музыки текке с примерами.

Например, в первые века ислама мечети выполняли широкий спектр задач – от места, где кормили неимущих, до зала судебных заседаний. Доходило до того, что иногда эти функции мешали основному назначению мечетей – служить местом поклонения.

» 19. yüzyılda Şeyh dairesi: 20 Mevlevî büyüğü bu dergahta şeyhlik yapmıştır.

Источник: GZT

То же самое касается и текке. При изучении  исторических документов и уставов их вакфов (благотворительных фондов), бросается в глаза «многозадачность» этих заведений. Текке не только занимались духовным воспитанием, но и вели самую разную деятельность – от вклада в сельское хозяйство новообразованных исламских государств и обеспечения безопасности торговых путей до предоставления еды, питья и отдыха путникам. Такой же разнобразной была структура управления тремя перечисленными учреждениями. Иногда имам мечети одновременно был главой (мударрис) медресе, а шейх текке – имамом мечети.

Как проходили айин-и шериф в текке?

Когда период становления исламских государств завершился, и власть государства окончательно окрепла, разделение функций мечети, медресе и текке стало более явным. Хотя их смешение еще наблюдалось, мечети стали, в основном, использоваться для богослужений, медресе – для получении религиозных знаний, а текке стали центрами духовного воспитания и изящных искусств.

» Yenikapı Mevlevîhânesi Selamlık binası: Dergâhın en önemli bölümlerinden biri olan Selamlık, misafirlerin ihtiyaçlarına göre düzenlenmiştir.

Источник: GZT

Правители, как правило, предпочитали сохранять равную дистанцию со всеми тремя этими учреждениями и оказывали им поддержку в одинаковой степени. Это привело к тому, что их главы (имам, мударрис и шейх), сохраняли положение авторитетов для людей из всех социальных групп. Поэтому понять и узнать османское общество (и любое другое общество мусульманского мира), не принимая во внимание три названных учреждения и возглавлявших их лиц, невозможно.

Спортивные текке Османской империи – центры тренировки и обучения воинов.

Исторические источники показывают, что текке занимались такой деятельностью, как преподавание основ исламских наук, наставление на пути духовного развития, предоставление приюта путникам, помощь бедным и нуждающимся, поощрение тех, кто имеет талант к разным искусствам, таким как поэзия и музыка, помощь больным, в том числе имеющим психические заболевания. Также они были центрами общения и взаимопомощи, и служили примером общины, основанной на любви. Текке ахи, общественных и религиозных организаций горожан Ближнего и Среднего Востока, были связаны с экономической жизнью. В Османской империи существовали текке лучников (Okçular Tekkesi), своего рода спортивные клубы, а также текке, где жили прокаженные (Miskinler Tekkesi).

» Semahane ve şerbethaneye yukarıdan bir bakış: Mevlevîliğin en önemli ritüellerinden olan semanın yapıldığı ve misafirlere ikram edilen şerbetlerin bulunduğu odalar.

Источник: GZT

Текке часто были не просто одними из зданий махалли (района), а ее структурирующим элементом. На это указывает тот факт, что названия таких районов нередко совпадают с названием текке и именами их шейхов. Например, в Бурсе есть такие махалли, как Шейх Хамид, Вали Шемседдин, Баба Закир, Молла Фенари, Шейх-паша.

Узбекские текке Стамбула.

Из трех перечисленных выше основных религиозных учреждений самым крупными в архитектурном плане были мечети, за ними следовали медресе, а текке часто представляли собой небольшие скромные здания, нередко построенные из дерева. Вместе с этим, существовали большие текке, образующие целые комплексы и ведущие разностороннюю деятельность. В них были такие элементы:

– Мечеть. Здесь совершали поклонение, поминание и проводили собрания (сухбат). Другое название этого помещения – таухид-хане.

– Дом или помещения, где жили шейх с семьей. Эта часть текке именовалась «харам».

– Комнаты, где принимали путников.

– Кладбище и гробницы.

– Скотный двор.

» Yangından sonra: Talihsiz bir şekilde yangın kurbanı olan mevlevîhanenin bahçesinin içler acısı hali.

Источник: GZT

Кроме того, в больших текке имелись библиотеки, кухни, кладовые, бани, виноградники. Также в соответствии с потребностями дервишей и возможностями вакфа могли быть добавлены и другие структуры.
На первый взгляд может показаться странным, что текке, будучи средоточием духовности, занимались и телом человека, в частности, его желудком. Но эти учреждения в действительности уделяли материальным потребностям такое же внимание, как и духовным. В этом отношении они превосходят и мечети с медресе. Даже говорили, что текке – это столовая махалли, а в турецком языке существует пословица «Кто ждет в текке, тот угощается супом», смысл которой – «Для того, что достичь успеха, надо терпеливо продолжать делать свое дело».

Текке Хаджи Синана в Сараево – редкий образец текке XVII в., сохранившийся до наших дней.

» Mesnevi okuyan canlar: Kütüphane ve bitişikteki türbe bölümü Mevlevîhânelerin önemli kısımlarındandır.

Источник: GZT

В тарикате мевлеви тех, кто хотел вступить в это братство, в первую очередь, отправляли служить на кухню. Поэтому она была важной частью мевлевихане (текке ордена мевлеви), из-за этого ее называли «благородная кухня» – матбах-и шериф. Мехмед Шемседдин (ум. 1938), шейх текке Мисри в Бурсе, пишет: «Были ли пожертвования или нет, [в дергяхах] всегда привечали гостей, потому что они служили приютом и убежищем для бедняков, а шейхи были теми, кто возносил молитвы за султана и народ. Их прозвищем было «хадим-и фукара» («слуга бедных»). [Беднякам] не обязательно помогали деньгами. Если не было ничего другого, им выносили 2-3 тарелки еды в день проведения ритуалов поминания… В некоторых текке шейхи, которые проводили зикр, не получая ничего за это, кормили бедняков за счет тех средств, которые зарабатывали своими руками. Что касается келий (худжра), то одна из них была отведена для шейха, другая – для особых случаев, третья – для дервишей, а одна, именуемая «комнатой кофе», также служила для проживания путников. В ночь проведения ритуала поминания, за 10 минут до вечерней (магриб) молитвы, согласно традиции, в «комнате кофе» специальный служитель готовил кофе, который подавали после намаза дервишам и гостям…».

Культура кухни текке.

» Sokak kahvecisi: Osmanlı’da tam teçhizatlı bir kahveci müşterilerini beklerken kahvesinin tadına bakmayı da ihmal etmiyor.

Источник: GZT

Исламосфера


Мустафа Кара (род. 1951) – турецкий историк, профессор, специалист по истории тасаввуфа. Автор многочисленных книг. Член союза писателей Турции.

Комментарии