Суфийские завии Алжира – политические и образовательные центры

На протяжении веков суфийские ордена и светские политические силы в Алжире находились в постоянном взаимодействии, пишет Анвар Бухари.


В XV в. наметился упадок как на западе, так и на востоке исламского мира. Крупные мусульманские города утратили свое значение как центры науки и духовного влияния. Чтобы спасти учение Корана в центральном Магрибе, который позже стал Алжиром, местные власти взяли на себя ответственность за охрану мусульманского культа, строя в каждой конфедерации племен суфийские обители – завии. Также в Каир, в Фес и Карауин были отправлены сотни студентов, которые, вернувшись после нескольких лет обучения, стали преподавать в завиях, что позволило распространить мусульманское влияние в регионе, несмотря на общий упадок в Средиземноморье.

Суфийские святыни в Ливии уничтожаются на фоне продолжающейся гражданской войны.

В период правления династии Зайянидов (с 1235 по 1556 год) завии помогали структурировать отношения между политической властью и местным населением. Позже Османы во время 300-летнего присутствия в Алжире также использовали эту способность суфийских центров к посредничеству и организации социальных и политических взаимодействий.

Завия Сиди Абдуррахмана ат-Талиби из тариката кадирия / Источник: fr.wikipedia.org

В период европейского колониализма после 1830 года некоторые тарикаты, обладая достаточным организационным потенциалом, ресурсами и глубокими социальными связями, стали главным очагом сопротивления французскому завоеванию Алжира. В качестве примера можно привести эмира Абд аль-Кадира (1808-1883) из братства кадирия, конфедерацию Авлад Сиди Шейх. Поддержка шейха аль-Хаддада из тариката рахмания способствовала успеху восстания под руководством Мухаммада Хаджа аль-Мукрани (1815-1871).

Мсид – традиционные коранические школы Марокко.

В начале XX в. авторитет суфийских завия стал падать с ростом влияния реформаторских саляфитских движений. К концу колониальной эпохи их идеи вытеснили суфийское понимание ислама в качестве главного детерминанта алжирского национального сознания. Во время войны за независимость 1954-1962 гг. значительное число тарикатов заняло нейтральную позицию, ограничив свою роль сферами образования и религии. Это оказалось крайне непопулярным, вызвав гнев освободительного движения и дискредитировав суфийские ордена. А после обретения Алжиром независимости новые власти маргинализировали завии и ввели жесткие ограничения их деятельности. Но когда в конце 1970-х годов исламизм превратился в грозную политическую силу, правительство посчитало, что только тарикаты смогут составить достойную ему конкуренцию. Шадли Бенджедид, который был президентом Алжира в 1979-1992 гг., сделал ставку на возрождение суфийских орденов, чтобы они служили противовесом революционному исламизму. Его политику продолжил Абдульазиз Бутефлика, занимавший пост президента в 1999-2019 гг. Чтобы укрепить свои отношения с суфийскими орденами, Бутефлика вкладывал государственные деньги в укрепление популярных мавзолеев, восстановление святилищ и гробниц суфийских святых, а также в поддержку суфийских школ и образовательных центров. При нем тарикаты пользовались большей свободой действий и приобрели заметное политическое влияние. Они поддерживали президентские кампании Бутефлики и продвигали его крупные инициативы по национальному примирению. На президентских выборах, часто отмечаемых низкой явкой, влиятельные суфийские шейхи имели возможность укрепить поддержку президента со стороны своих избирателей, особенно в провинциии, где последователи шейхов все еще представляют собой значительную электоральную массу.

Завия Сиди Мухаммеда Бу Кубрина / Источник: en.wikipedia.org

Распространение суфийских общественных объединений служило интересам государства и в том отношении, что они помогали заполнить вакуум в предоставлении государством социальных и образовательных услуг.

Рибат – крепость, суфийская обитель, караван-сарай.

Но сближение тарикатов с властью также вызвало тревогу в некоторых суфийских орденах, приверженцев которых беспокоило, что их завии отклоняются от своего религиозного призвания и исполнения благотворительных и социальных функций. Некоторые шейхи сопротивлялись тому, чтобы поставить завии на службу политикам. Но, вероятно, как и любой другой обладающей влиянием на общество силе, тарикатам в наше время трудно избежать включенности в политику. Поэтому перед ними стоит задача сбалансировать свою религиозную, культурную и социальную деятельность с политической активностью.

Исламосфера

Комментарии