Суфийский шейх рассказал всё про искусственный интеллект

Различные применения ИИ сегодня заставляют многих исследователей задуматься об этических и моральных проблемах этой технологии. Ее бурное развитие намекает на возможность того, что однажды человек может столкнуться с «мыслящими машинами», которые можно приравнять к «искусственным людям», пишет Мухаммад Миссум.
Это естественным образом ставит под сомнение место человека в творении и его отношение к трансцендентности. Некоторые обеспокоены развитием ИИ и его потенциальным воздействием на человечество: дегуманизацией социальных взаимодействий, гипотетической возможностью того, что ИИ станет достаточно продвинутым, чтобы угрожать самому существованию человечества. Какое место займет человек в мире после открытия этого ящика Пандоры?
В мае прошлого года в Чикагском университете была организована встреча, посвященная этой теме. Один из самых престижных университетов Америки пригласил на нее и шейха тариката кадирия Мухаммада Фаузи аль-Каркари.
Суфийский мастер заявил, что человеческий интеллект принадлежит к разряду Божественного Дыхания, и в силу этого человек был и всегда будет, согласно исламской точке зрения, «наместником Аллаха на земле», независимо от технологических достижений человечества. Что касается ИИ, он никогда не сможет достичь состояния сознания.
Противоречит ли искусственный интеллект учению ислама?

Шейх тариката кадирия Мухаммада Фаузи аль-Каркари / Источник: Tariqa Karkariya
Как говорит шейх аль-Каркари, сознание, «тесно связанное с самопознанием, которое является путем, ведущим к пониманию Всевышнего и Вселенной», – это итог развития индивида, и оно не может быть искусственно воспроизведен машиной, а может быть обретено только через духовный и чувственный опыт. Таким образом, по его словам, ИИ не может обладать этой способностью, потому что у него нет доступа к эмоциям и чувственным переживаниям, которые составляют сущность человеческого сознания. И, несмотря на объем информации и данных, которые ИИ может вместить, «он всегда сможет только имитировать человеческое сознание, никогда не получая доступа к самосознанию».
«Искусственный интеллект «питается» тем, что произвел человеческий интеллект, и поэтому, независимо от его эволюции, он останется зависимым от человечества», – указывает суфийский мастер. С этой точки зрения ИИ рассматривается как продукт деятельности человека, ограниченное выражение его жизненного опыта. Даже если он продолжит развиваться и приближаться к человеческому интеллекту, он никогда не сможет сравниться с человеческим сознанием.
Искусственный интеллект поставили на службу исламского искусства в ОАЭ.

Источник: Tariqa Karkariya
Суфийский мастер подчеркивает значение чувственного опыта в обретении знания, которое само по себе не может быть сведено к обработке информации. «Простой опыт, который мы переживаем сейчас, – это опыт, являющийся источником глубокого знания, который искусственный интеллект никогда не сможет испытать. Я мог бы даже просто сидеть сложа руки, не говоря ни слова, и простой факт того, что я смотрю на вас с нежностью и любовью, позволяет мне создать с вами особую связь, которая заставляет вас почувствовать ту любовь, которую я испытываю к вам. Просто интеллект, каким бы он ни был, не сможет почувствовать то, что вы чувствуете в данный момент. Также он не сможет заставить вас так себя чувствовать. Никакой ИИ никогда не сможет достичь такого уровня знаний», – заявил шейх аль-Каркари во время общения с публикой.
Он также отметил, что ИИ может быть полезен для изучения религий или помощи, например, в решении вопросов юриспруденции, но следует помнить о необходимости чувственного опыта в отношении к божественному и в более широком смысле в нашем опыте общения с окружающим миром.
Хасан Рагаб переосмысливает Александрию с помощью искусственного интеллекта.

Источник: xijian/The Threshold Society
Исламосфера
Мухаммад Миссум – профессор, специалист по цифровым коммуникациям