Суфийское возрождение Каира: традиция в новых условиях

Египетские суфии десятилетиями защищались от исламистов, но в наши дни среди молодых представителей среднего и высшего классов Каира растет интерес к суфийской традиции, пишет Мариан Бремер.


В квартире в неприметном современном многоэтажном доме в Маади, зажиточном районе на юге Каира, группа суфиев собралась на свою еженедельную встречу. Гостиная элегантно обставлена, на стенах развешаны произведения арабской каллиграфии и абстрактного искусства. Пять молодых женщин сидят на диване перед своим наставником, который ведет собрание. Халед (ненастоящее имя), мужчина средних лет с узким серьезным лицом, перебирает нить своих четок.

Он является членом ордена шазилия, одного из почти восьмидесяти официально признанных суфийских братств в Египте. Здесь, в Маади, он продолжает суфийское обучение в современной форме, не связанной с традиционными структурами ордена, в которых он был воспитан. Другие присутствующие – студентки и деловые женщины.

Суфийский певец из Египта собирает толпы народа.

Hoping for a brighter future. Egyptian Sufi Muslims participate in a ritualised “zikr” (religious invocation) in old Cairo, last March. (Reuters)

Источник: Reuters

Халед спрашивает у них, как продвигается вазифа, упражнение, которое наставник назначает своим ученикам в качестве духовной практики. Затем он поворачивается к впервые пришедшей на мероприятие девушке, на волосы которой небрежно наброшен платок. По ее словам, она работает в стартапе в сфере программного обеспечения и уже однажды принимала участие в зикре, хотя и не в суфийском ордене. «Вы можете спросить о том, что у вас на сердце», – говорит Халед. Женщина на мгновение задумывается. Мир тарикатов (суфийских орденов) и шейхов для нее в новинку. «Можно ли взять что-то из одного тариката, а затем что-то из другого?», – наконец задает она вопрос. Халед объясняет: «Допустим, вы больны, и консультируетесь с четырьмя врачами, которые используют разные методы лечения. Все они правы в своем собственном методе. Но не всякий метод поможет любому. Каждому из нас нужна своя система, которая подходит нашему телу и нашей личности. Если вы будете лечиться по разным методикам одновременно, это вызовет путаницу. Тарикаты – это школы самоисцеления. Вам нужно определить, какой из них подходит именно вам и лучше всего соответствует вашей конституции». Позже группа обсуждает аяты Корана, как справляться с жизненными испытаниями, а также вопрос о том, почему суфизм сосредоточен на очищении сердца. Собрание завершается общей молитвой.

После революции на площади Тахрир в 2011 году и усиления исламистского дискурса молодые египтяне из среднего и высшего классов Каира все больше отчуждались от ислама. В то же время рос интерес к суфизму, который молодые люди рассматривали как альтернативу, позволяющую получить доступ к духовному ядру религии. А учения ваххабитов и салафитов, они, напротив, воспринимали как сужающие и искажающие ислам.

Ибн Атауллах аль-Искандари: ученый и суфий из Александрии.

Egyptian Sufis have been on the defensive against the country's Islamists for decades. Meanwhile, interest in mysticism is growing among the young members of Cairo’s middle and upper classes.

В статье в онлайн-журнале Al-Monitor берлинский антрополог Самули Шильке рассказывает о «суфийском возрождении» среди образованных египтян. Вот уже несколько лет они вдыхают новую жизнь в мистическую традицию, которая на Ниле долгое время, казалось, приходила в упадок. В некоторых из этих групп, подобному тому, как можно наблюдать и в Турции с Ираном, исламская доктрина смешана с элементами нью-эйдж или практиками из индийской традиции, такими как йога и медитация.

Суфизм имеет прочные корни в Египте. Согласно оценке Гарвардской школы богословия, 15% египтян либо принадлежат к суфийскому ордену, либо участвуют в популярных суфийских ритуалах. Вряд ли найдется какая-либо другая арабская страна, где Мавлид, день рождения Пророка Мухаммада, отмечается так широко, как здесь.

Но Египет, где находится университет аль-Азхар, также является колыбелью исламской ортодоксии. Отношение этого учебного заведения к мистицизму противоречиво: с одной стороны, многие его преподаватели являются членами суфийских орденов, но, с другой, среди преподавательского состава университета также есть архиконсервативные и салафитские элементы.

Более того, на протяжении более ста лет аль-Азхар также участвовал в мониторинге деятельности тарикатов в Египте. С 1903 года в стране существует «Высший совет суфийских орденов», отвечающий за регулирование деятельности этих структур. Его задачей является обеспечение того, чтобы практики суфийских групп оставались в рамках шариата. Совет участвует в назначении шейхов и дает разрешение на религиозные фестивали и собрания.

Почему власти закрывали кофейни в средневековом Египте?

Attack on a mosque in the Sinai (image: picture-alliance/dpa)

Нападение джихадистов на суфийскую мечеть на Синайском полуострове в 2017 году, в результате чего погибло более 300 человек, привело к тому, что враждебность по отношению к суфиям достигла кульминации

Создание этого совета является результатом дискуссий, длившихся на протяжении всего XX века, когда исламские реформаторы и ортодоксальные священнослужители все чаще осуждали суфизм, называя его суеверием. Тогда египетские шейхи заняли оборонительную позицию и были вынуждены доказывать, что их практика совместима с исламской ортодоксией.

Подъем движения «Братья-мусульмане», которое рассматривает суфизм как искажение ислама, бросил вызов последователям тарикатов. Также и египетские группы салафитского толка осуждают суфийские практики как ересь. С другой стороны, несколько суфийских орденов за последние десятилетия сами приобрели салафитские черты. Нападение джихадистов на суфийскую мечеть на Синайском полуострове в 2017 году, в результате чего погибло более 300 человек, привело к тому, что враждебность по отношению к суфиям достигла кульминации.

Но суфии также были вовлечены в революцию на площади Тахрир 2011 года, некоторые из них даже основали свои собственные политические партии после свержения Мубарака. Они оправдывали этот шаг тем, что участие в политике необходимо для обеспечения альтернативы партиям «Братьев-мусульман» и салафитам. После того, как Мухаммад Мурси из «Братьев» был избран президентом в июне 2012 года, суфии опасались, что их права и свободы будут ограничены. Поэтому они поддержали военных, когда последние свергли Мурси в 2013 году. В свою очередь, режим Абдул-Фаттаха ас-Сиси поддерживает суфиев как противовес исламистам: у суфийских орденов и египетского правительства есть общий враг в лице «Братьев-мусульман».

Наполнить сердце светом Аллаха: беседа с суфийской музыкальной группой.

Исламосфера

Комментарии