Султан Али Мешхеди: «кибла писцов»

Султан Али Мешхеди принадлежал к плеяде деятелей искусства, работавших при дворе султана Хусейна Байкары, правителя Хорасана и поэта.
Султан Али Мешхеди, известный как «кеблат оль-коттаб» или «кибла писцов», родился в Мешхеде в 1437 году. Лучшим источником его биографии является написанный им самим в 1514 году трактат « Адаб-э хатт» («Этикет каллиграфии»). В нем он сообщает, что в возрасте семи лет лишился отца, случайно встретил Мира Мофлеси, который обучил его абджаду. Это способствовало развитию его интереса к каллиграфии, и Султан Али начал практиковаться в ней днем и ночью, дисциплинируя себя с помощью поста. Хотя в своем трактате он не представляет себя учеником какого-либо мастера, его современники признают в нем ученика Азхара Тебризи.
Фолио из «Языка птиц» Аттара / Источник: Метрополитен-музей
Уже в возрасте 20 лет Султан Али был довольно известным на своей родине, к нему даже начали приходить желающие обучаться у него искусству каллиграфии. Вероятно, где-то в 1460-х годах он перебрался в Герат, где поступил на службу к султану Хусейну Байкаре, правителю Хорасана из династии Тимуридов, и влился в кружок писателей, мыслителей и каллиграфов, сформировавшийся при его дворе, в который входили также Алишер Навои и Абд ар-Рахман Джами. Став любимым каллиграфом этого правителя, Султан Али Мешхеди за свое 40-летнее пребывание в столице создал значительное количество художественных произведений, принесшие ему славу одного из лучших мастеров Востока. Его дошедшие до нас работы датируются 1461-1515 годами. Это означает, что Султан Али активно работал в возрасте 29–85 лет, хотя наиболее интенсивно он творил между 1490 и 1494 годами.
Копия «Дивана» Алишера Навои / Источник: Метрополитен-музей
Мешхеди были мастером почерка насталик. Американский историк искусства Шейла С. Блэр пишет, что его творчество «демонстрирует прекрасный баланс между текучестью и дисциплиной, качествами, которые он упоминает в своем трактате о каллиграфии». Также по ее словам, его насталик является «воплощением стиля, который усердно собирали и ценили более поздние мастера и которому подражали его преемники на протяжении последующих столетий».
Диван султана Хусейна Байкары / Источник: Метрополитен-музей
Султану Али Мешхеди принадлежат некоторые из лучших персидских и тюркских рукописей, созданных для двора Тимуридов, такие как копия «Гулистана» Саади (1486) из Art and History Collection, копия «Языка птиц» Аттара (1487), хранящаяся в коллекции Метрополитен-музея, и копия «Бустана» Саади (1488), находящаяся сейчас в Национальной библиотеке и архиве Египта. Султан Али также оставил множество учеников.
Фолио из альбома Шах-Джахана / Источник: Метрополитен-музей
После смерти Хусейна Байкары в 1505 году, мастер покинул Герат и вернулся на родину в Мешхед. Именно там он создал свой «Адаб-э хатт» – трактат о каллиграфии в стихах, в котором рассказал о себе и о своем искусстве. Его автограф хранится в Российской национальной библиотеке.
Фронтиспис «Бустана» Саади / Источник: Метрополитен-музей
Конец жизни каллиграфа был омрачен болезнью. Он умер в 1520 году в Мешхеде и был похоронен в святилище Имама Резы.
Фолио из «Языка птиц» Аттара / Источник: Метрополитен-музей
Исламосфера