Султан Мехмед II Фатих первым начал приглашать европейских художников
Султан Мехмед II, завоеватель Константинополя, как и все султаны Османской империи, получил хорошее образование, изучая как религиозные науки, так и светские. Он был одним из редких восточных правителей, знакомых с итальянской культурой, пишет сайт İstanbul Tarihi.
Греческий историк Критовулос, современник осады Константинополя, пишет, что помимо своего родного языка султан знал арабский, персидский, иврит, халдейский, славянский, итальянский, греческий и латынь. Мехмед II также проявлял интерес к географическим наукам, истории Древней Греции и Рима, был знаком с трудами мыслителей того периода. Султан читал хроники пап, императоров, королей Франции, Александра Македонского и лангобардов – древнегерманского племени, в период великого переселения народов вторгнувшегося в Италию и создавшего там Лангобардское королевство.
Секрет уникального прижизненного портрета Мехмеда Завоевателя еще не разгадан.
Благодаря политическим и коммерческим отношениям, которые он установил с европейскими государствами, особенно с итальянцами, султан Мехмед II был знаком с европейским искусством. В то время в Европе существовала мода отливать медали с портретами королей, подражая древним правителям. Султан Мехмед II также пожелал увековечить себя подобным образом. В 1461 году он отправил письмо Сиджисмондо Пандольфо Малатесте, синьору небольшого государства Римини, с просьбой прислать к нему итальянского художника Маттео де Пасти (1415-1468). Несколько лет спустя, опять же по просьбе султана Мехмеда II, король Неаполя Фердинандо Ферранте отправил к нему мастера Костанцо да Феррару (1450-1524). Медали с портретом Мехмеда II стали самыми известными работами этого художника, который, как полагают, приехал в Стамбул в 1467 или 1478 году.
Знакомство европейцев с исламским искусством и культурой: опыт Венеции.
Султан попросил прислать к нему из Флоренции скульпторов, мебельщиков и мастеров по дереву и даже изготовителя органа, а из Венеции – художников и скульпторов, искусных в работе по бронзе. Таким образом, в 1479 году в Стамбул приехали художник Джентиле Беллини (1429-1507) из Венеции и скульптор Бартоломео Беллано (1437-1496) из Падуи. Беллини, пробывший в Османской империи 18 месяцев, получил множество заказов от дворца. Считается, что роспись особняка в западном стиле, которая, как полагают, была заказана султаном Мехмедом II, принадлежит именно ему. Мастер также изготовил медаль с портретом султана Мехмеда II и написал несколько его портретов маслом, но из них сохранился только один.
Турецкая миниатюра: от империй Центральной Азии до начала XX века.
Иностранные художники, работавшие во дворце, оказали влияние на османское искусство. У них были ученики из числа турецких живописцев, например, Синан-бей, который также написал один из портретов Мехмеда II. Ахмед Шиблизаде из Бурсы, которого называют одним из лучших портретистов того периода, был учеником Синан-бея. В альбоме, который хранится в библиотеке дворца-музея Топкапы, есть два неподписанных портрета султана Мехмеда II. Один из них – бюст, вдохновленный медалью Костанцо да Феррары и имеющий сходство с западными портретами. Есть мнение, что картина «Султан Мехмед II, нюхающий розу», которая включена в тот же альбом, могла быть написана Ахмедом Шиблизаде.
В музее Топкапы хранится сабля султана Мехмеда II, завоевателя Константинополя.
Интерес Мехмеда II к западной культуре и религии был истолкован в Европе как его склонность к христианству. Папа Пий II даже написал ему письмо, приглашая султана принять католицизм, но султан отклонил это предложение.
В Турции спорят о том, был ли султан Мехмед Фатих мусульманином.
Исламосфера