Сурра – караваны с дарами халифов Каабе
Эти караваны с дарами для священных городов были символом халифской власти, но ваххабиты запретили их, назвав нововведением, пишет Ибрахим Решид.
Со времен Аббасидов халифы каждый год отправляли в Мекку и Медину караваны с богатыми дарами для священных городов. Такие караваны носили название сурра.
Слово сурра с арабского языка переводится как «мешочек для денег, кошелек». Начало этой традиции положил халиф Аль-Муктадир Биллах.
Сурру провожали в путь самым торжественным образом, с участием высших религиозных и светских лиц. Наряду с разными дарами, в этом караване в качестве символа власти присутствовал и махмиль – рассчитанный на двух человек паланкин для путешествия на верблюде. Его несли специальные предназначенные для этого верблюды. Существовала вера в то, что этот махмиль несет в себе дух халифата, который наследовал власть от Пророка Мухаммада (с.а.в.). Вопреки распространенному среди народа мнению, паланкин был пустым, хотя многие считали, что именно внутри него находились драгоценные подарки, ткани и разные священные реликвии. К сурре присоединялись паломники, направлявшиеся в хадж.
Монгольское нашествие в 1258 году приостановило эту традицию. Но мамлюкский султан Бейбарс I, символически объявив в 1261 году сбежавшего в Каир аббасидского шахзаде Ахмада халифом, возродил отправку караванов. С этого времени берет начало и традиция готовить новое покрывало для Каабы и отправлять его вместе с суррой.
Из турецких султанов сурру первым из Эдирне отправил Мехмет I. Но систематический характер эта традиция обрела только после завоевания Египта Селимом I – это служило символом того, что Османская империя стала преемницей халифата.
В Османской империи сурра отправлялась из двух городов. Во-первых, с пышными проводами с участием султана сурра выходила из столицы – Стамбула. Второй караван, в котором везли и новое покрывало для Каабы, выходил из Каира. В церемонии его торжественного отправления участвовал египетский наместник. Караваны передвигались как по суше, так и по морю, а в последнее время – по железной дороге. Встречались они у горы Арафат. Здесь они раздавали милостыню бедным, мыли привезенной ими розовой водой Каабу и меняли ее покрывало на новое.
В начале XIX века в связи с восстанием ваххабитов в Хиджазе отправка сурр на некоторое время была приостановлена.
Когда с ослаблением Османской империи Египет сумел добиться независимости, хедивы стали прилагать усилия, чтобы отправляемые из Каира сурры были богаче, а церемонии их проводов пышнее, чем у стамбульских сурр. Между двумя суррами даже началось своего рода соревнование, кто быстрее доберется до священных земель.
В 1914 году, несмотря на войну, Османская империя отправила сурру. В 1916 году шериф Хусейн ибн Али, восстав против Стамбула, не дал сурре дойти до Мекки, и она осталась в Медине. В 1918 году из Стамбула вышла последняя сурра, но она смогла дойти только до Шама.
Сурры из Каира же продолжали выходить вплоть до 1926 года, пока король Абдульазиз ибн Сауд, следовавший идеологии ваххабизма, не закрыл им дорогу. В 1937 году в результате временного потепления отношений из Каира вышла последняя сурра с покрывалом для Каабы, но она смогла добраться только до Джидды. Вплоть до 1952 года махмиль выносили на церемонию торжественных проводов и встречи паломников в Каире. Но когда в том году умер последний верблюд, предназначенный для ношения махмиля, и был похоронен с церемониями на государственном уровне, махмиль был отправлен в музей. Ибн Сауд же привез из Индии мастеров и основал мастерскую в самом Хиджазе, где по сей день каждый год готовят новые покрывала для Каабы.
Так исчезла традиция, имевшая тысячелетнюю историю.
Исламосфера