«Священные сандалии» Пророка (мир ему) в мусульманской литературе

[TheChamp-Sharing]

Нал-и шариф, или «священные сандалии» Посланника Аллаха (мир ему), занимали важное место в исламском культуре, войдя в том числе и в литературу.


Как можно понять из хадисов, Посланник Аллаха (мир ему) носил разные виды обуви, распространенной среди арабов в его эпоху. После смерти его обувь была сохранена. Одна пара осталась у Анаса ибн Малика, который служил ему десять лет. Другая пара принадлежала Шаддаду ибн Аусу, позже перейдя к его сыну Мухаммаду. Еще одна хранилась у Айши, а позже перешла к ее сестре Умм Кульсум (да будет доволен ими всеми Аллах). Такая обувь в исламском мире получила название нал-и шариф «священные сандалии» от арабского слова на’л, обозначающего разновидность сандалий, которую носили арабы.

Хилья: описание Посланника Аллаха (с.а.в.) как наука и искусство.

Как и все другие вещи, имеющие связь с Посланником Аллаха (мир ему), его обувь считалась наделенной особой благодатью. В исламском мире получили распространение стилизованные изображения этих сандалий и обереги в виде них. Как считалось, они приносили удачу и защищали от зла. Такие изображения и обереги тоже назывались нал-и шариф.

Источник: Pinterest

В виду его важного места в культуре мусульманского мира образ нал-и шариф проник и в литературу. В разных произведениях, содержащих восхваления Посланника Аллаха (мир ему) или описания его добродетелей и прекрасных качеств, таких как наат и мавлид, его обувь упоминалась под такими названиями, как нал-и шариф, нал-и пак («пречистые сандалии»), нал-и мубарак («благословенные сандалии»), нал-и саадат («сандалии счастья»), нал-и расуль («сандалии Посланника»), башмак-и шариф («священная обувь»). Описание сандалий приводилось также в трудах жанра сира (жизнеописанию Посланника Аллаха (мир ему) и шамаил (труды, описывающие человеческие качества Посланника Аллаха (мир ему), его образ жизни, личную жизнь).

Какие головные уборы и обувь носили мусульмане в VII веке?

В мусульманскую литературу также вошли отпечатки ног Посланника Аллаха (мир ему) на камне или глине, которые показывают в разных регионах исламского мира. Такие отпечатки называют кадам-и шариф («благословенная нога») или накш-и кадам-и саадат («след благословенной ноги»). И сандалиям, и отпечатку посвящались отдельные стихотворные произведения. Также были написаны стихи об Ибн Масуде (да будет доволен им Аллах), обязанностью которого было хранить обувь Пророка (мир ему) и надевать ее на него. За это его прозвали сахиб ан-наляйн («обладатель двух сандалий»).

Источник: kitaptakipcileri.com

В стихах заявлялось, что дома, где имеются нал-и шариф, не сгорят и не останутся без гостей, тот, кто узрит кадам-и шариф, т.е. отпечаток ног Пророка (мир ему), не будет страдать от глазных болезней, а тем, кто прикоснется к такому отпечатку лицом, не причинят вреда ни люди, ни джинны. Все это объясняет популярность оберегов в виде нал-и шариф и их изображений. Утверждается, что в арабской литературе существует более пятидесяти произведений, посвящённых обуви Пророка (мир ему). Среди их авторов – Абу аль-Йумн ибн Асакир, Сирадж ад-Дин аль-Булкини, аль-Бусти, Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Иса аль-Маккари.

Каким было жилище Посланника Аллаха (мир ему) в Медине?

Три пары сандалий Посланника Аллаха (мир ему) султаны привезли в Стамбул, и сейчас они хранятся во дворце-музее Топкапы. Прибытию одной из этих пар в столицу в 1872 году были посвящены несколько поэм. Ширинзаде Хафиз Садеддин в «Нал-и расул» воспевает духовную атмосферу этого события, а Амин Хильми Эфенди из Трабзона в стихах описывает свои чувства при посещении им нал-и шариф во время поездки в Стамбул.

Исламосфера


­Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии