Святилище Баба Фарид – старейшая мусульманская святыня Южной Азии
Святилище Баба Фарид является одной из важнейших суфийских святынь Пакистана. Его также почитают и сикхи с индуистами.
История города Пакпаттан в провинции Пенджаб в Пакистане неразрывно связана с историей святилища Баба Фарид. Можно даже утверждать, что он превратился в город, которым является сегодня, благодаря ему. Когда-то это была индуистская деревня под названием Аджодхан, которая была местом паромной переправы через реку Сатледж. В X веке Аджодхан была завоевана Газневидами, здесь появилась мусульманская община и была построена мечеть. Прибытие сюда пенджабского проповедника, одного из основателей тариката чиштия Фаридуддина Масуда Ганджшакара, или, как его чаще называют, Баба Фарида (1173-1266), который построил здесь обитель, изменило историю этого городка. После его смерти на месте его погребения вырос целый комплекс, получивший название Даргях Баба Фарид и состоявший из гробницы, мечети, благотворительной столовой и других сооружений. Он стал одной из первых исламских святынь Южной Азии. Благодаря ему Аджодхан, впоследствии переименованный в Пакпаттан, превратился в центр паломничества не только региона, но и всей Индии. Вокруг самого города появились более мелкие святилища, посвященные каким-то событиям из жизни Баба Фарида.
Влияние святилища Баба Фарида было огромным. Оно играло центральную роль в обращении местных жителей в ислам на протяжении нескольких столетий. Его почитали не только мусульмане, но и индуисты с сикхами. В 1334 году Даргях посетил Ибн Баттута. Тамерлан во время своего Индийского похода пришел в регион в 1398 году. Из уважения к святилищу он пощадил жителей города, а сам навестил его, чтобы помолиться о преумножении сил. Правители Делийского султаната и Великие Моголы покровительствовали святыне, многое сделав для ее развития. При их поддержке глава Дивана (Совета) Даргяха, а также потомки Баба Фарида сформировали класс землевладельцев, получивший название чишти. У них даже была своя армия. После распада империи Великих Моголов Диван смог создать политическое независимое государство с центром в Пакпаттане. Оно просуществовало вплоть до 1810 года, когда город был завоеван махараджей Сикхской империи Ранджитом Сингхом.
После разделения Индии и Пакистана в 1947 году святилище приобрело большое значение для пакистанских мусульман, так как им было трудно посещать даргяхи в Дели и Аджмере. В результате оно стало главной святыней для последователей тариката чиштия в стране. На урс, ежегодные празднования в честь Бабы Фарида, сюда прибывают до двух миллионов паломников.
Центральное сооружение комплекса, гробница Баба Фарида, небольшое. Это здание из белого мрамора с двумя дверьми, одни из которых обращены на восток и называются Нури Дарваза (Врата Света), а другие, обращенные на север, носят название Бахишти Дарваза (Врата рая). Согласно поверьям, кто пройдет через них, тот попадет в Рай.
В святилище регулярно проводятся суфийские ритуалы. Один из самых главных – это повязывание тюрбана мюридам. Кроме того, каждый четверг в память о нем устраиваются вечера каввали – суфийских песнопений.
Особой популярностью у паломников пользуется переправа через реку Сатледж около святилища. Ее воспринимают как метафорическое путешествие спасения. Именно в честь нее город и получил свое нынешнее название – Пакпаттан переводится как «чистый причал».
Одной из традиций Даргяха является раздача бесплатных обедов бедным.
Исламосфера