Связь каллиграфии и природы: выставка “По ту сторону буквы” в Шардже
«По ту сторону буквы» (Beyond the Letter) – так называется выставка, представляющая 27 экспозиций из Музея исламского искусства Малайзии. Как передает islamicartsmagazine.com, выставка открылась в конце марта нынешнего года в Музее исламской цивилизации в Шардже (ОАЭ) и продлится до 23 июня 2018 года.
Это уже второе сотрудничество между музеем исламского искусства Малайзии (IAMM) и музейным департаментом Шарджи в Объединенных Арабских Эмиратах. Первая выставка под названием «Ритм и стихи» (Rhythm & Verses) была проведена в 2016 году в Малайзии и оказалась очень успешной. На ней были представлены шедевры персидской каллиграфии из фондов IAMM.
В этом году выставка “По ту сторону буквы” совпала с биеннале каллиграфии в Шардже.
Через новые подходы, используемые в современной исламской каллиграфии, художники из разных уголков планеты передают скрытые послания. Философский смысл этих изысканных шедевров отражает запутанные силы природы, волны в океане, укорененные в почве растения, вселенский порядок в космосе и божественные силы природы.
«Понять всю значимость каллиграфии невозможно, если рассматривать ее отдельно от окружающей ее природы. Природа выступает в роли учителя и наставника. Каллиграф не пытается повторить природу, а переосмысливает красоту Божьего творения через абстрактные формы. Опираясь на буквы и слова, каллиграф создает композиции, отражающие природу, показывает стаю птиц с буквами, движущимися по поверхности холста, вдохновляя зрителя слушать отголоски взмахов крыльев. На другом холсте каллиграф переносит нас в глубокую засушливую пустыню и раскрывает ритмичную конфигурацию дюн, раскинувшихся под палящим солнцем. С помощью отдельных букв и слов художник отражает духовные качества Божественных творений», – рассказывает куратор проекта и директор IAMM доктор Хеба Нейел Баракат.
На выставке “По ту сторону буквы” также представлены работы нескольких иранских художников, таких как Мохсен Дайнаби, Али Джамшиди, Мехрдад Шоуги, Мохаммад Бозорги, Али Ширази, Марьям Ганбариян и Эбрахим Ольфат, которые уже завоевали ряд международных наград и выставляли свои работы на различных выставках и в художественных музеях по всему миру.
Ахмед Мустафа, художник из Египта, ныне проживающий в Лондоне, придерживается в своих работах философской идеи о том, что наука является точкой отсчета для рационального понимания искусства. Для него важно научно-обоснованное понимание исламского искусства в целом и арабской каллиграфии в частности.
Малайзию представляет каллиграф Ахмад Зия бин Абдул Гафур. Он является самым молодым художником, который принял участие в этой выставке. На формирование собственного стиля оказал влияние его отец еще в раннем возрасте. Абдул Гафур развивал навыки классического арабского письма – куфической вязи, насха, сульса, рика, наста’лика и дивани.
Каллиграф Фуад Куичи Хонда разрушает стереотип об исламской каллиграфии, которая связана только с мусульманскими странами.
Для Манал Атайи, генерального директора музейного департамента Шарджи, сотрудничество с Малайзией в очередной раз подтверждает ее неуклонное стремление предоставлять свою площадку мусульманским художникам со всего исламского мира.
Исламосфера