Тайны истории: библиотека Аламута

Хасан Саббах, глава ассасинов, в своем замке Аламут собрал большую библиотеку. Но и от написанных им книг, и от этой библиотеки к настоящему времени практически ничего не осталось, пишет Айше Атыджи Арайанджан.


Согласно преданиям, Хасан ибн Саббах прожил в Аламуте 35 лет своей жизни, не покидая его. Все свое время он посвящал поклонению, чтению книг и пропаганде учения исмаилитов-низаритов. Он получил признание не только как хороший организатор, политик и стратег, но и как мыслитель и писатель.

Легенда и правда о Хасане Саббахе и ассасинах.

Большая библиотека, которую он собрал в своем легендарном замке, была сожжена дважды. В первый раз это сделали сами низариты. Джалал ад-дин Хасан, возглавивший Аламут после Хасана Саббаха, и проживавшие с ним  последователи вызывали недоверие местного населения, поэтому к ним была направлена делегация суннитских священнослужителей. Они отобрали из библиотеки книги, посвященные учению низаритов, и представили их Джалал ад-дину Хасану. Надеясь отвести от себя подозрения и наладить отношения с суннитскими властями, последний приказал сжечь все эти рукописи на глазах народа. Это привело к уничтожению значительной части источников, касающихся истории и доктрины низаризма.

File:Alamut (2).jpg - Wikimedia Commons

Аламут / Источник: commons.wikimedia.org

Большую роль в дальнейшей судьбе библиотеки сыграл крупный государственный деятель и историк эпохи Хулагуидов Ала ад-дин Джувейни. Он лично принимал участие в завоевании монголами Аламута и других крепостей низаритов в Дейлеме, был участником мирных переговоров между Хулагу и последним главой Аламута Рукн ад-дином, а также составлял условия капитуляции замка. Он настоял на том, чтобы библиотека Аламута была передана ему, а после, проведя ревизию, приказал сжечь все исмаилитские книги. В том числе были сожжены и многие работы Хасана ибн Саббаха. Из некогда большой библиотеки Джувейни сохранил только Кораны, некоторое количество рукописей и астрономические инструменты. Сам он писал: «Я сжег все связанные с их еретическим учением книги, которым не место ни среди рациональных, ни среди религиозных наук. А сокровищницу, содержащую золото и серебро, я щедро раздал людям». Позднее большая часть книг перешла недавно основанной обсерватории в Мараге, которую возглавил Насир ад-дин Туси.

Исламская обсерватория, породившая астрономическую революцию 16-го века.

Таким образом, из всех низаритских источников той эпохи до наших дней сохранились только биография «Хафт Баб-и Баба Саййидина» неизвестного автора, а также «Саргузашт-и саййидина», посвященная жизнеописанию Хасана Саббаха. Но и они дошли до нас косвенным образом. Кроме того, существует несколько трудов, приписываемых Насир ад-дину Туси, в которых упоминаются низариты. Информация, приводимая о низаритах в «Завоевателе мира» Джувейни, основана на некоторых трактатах, которые историк спас из библиотеки Аламута, что увеличивает ценность этого труда.

Из-за того, что книги из библиотеки Аламута не дошли до наших дней, мы имеем мало информации об истории низаритов, их мировоззрении, вероучении и образе жизни.

Копия первых шести строк документа из библиотеки Аламута (17 в.) / Источник: The Ismailis An Illustrated History

Исламосфера

Комментарии