Тарикат шазилия несет в себе печать личности Шейха аш-Шазили

Тарикат шазилия, который имеет более чем 100 ветвей, такие как алавия, даркавия, исавия, является одним из самых распространенных в исламском мире, пишет Селим Теке.


Основатель тариката шазилия Абу Хасан аш-Шазили родился в 1197 г. в селении Гамарат на севере Марокко. Свою нисбу он получил по городу Шазили в Тунисе, где он начал свою деятельность в качестве суфийского наставника. Он получил хорошее религиозное образование, выучил наизусть весь Коран, даже изучал алхимию. В поисках знаний посетил многие страны исламского мира, такие как Марокко, Тунис, Египет, Сирию. Учился у таких суфийских наставников, как Абу аль-Фатх аль-Васити из тариката рифаия и Абд ас-Салям ибн Машиш. Последний и велел ему отправиться в Тунис в селение Шазили, где будущий основатель тариката вел уединенную жизнь. После серий скитаний по странам исламского мира, Шейх аш-Шазили осел в Александрии, где был принят и ислаискими учеными, и властью. Он вел в мечети Аттарин занятия по исламскому праву, тасаввуфу, комментированию Корана (тафсир). Когда в Египет заявились участники 7-ого крестового похода, возглавляемого французским королем Людовиком IX, Шейх аш-Шазили принял участие в битвах против крестоносцев. Умер он в 1258 году на пути в хадж, не успев покинуть территорию Египта. Главой тариката после него стал Абу Аббас аль-Мурси, который 30 лет занимал этот пост. После смерти аль-Мурси в 1288 г. братство возглавил Ибн Атауллах аль-Искандари. Эти три первых шейха являются самыми почитаемыми в тарикате. Вскоре тарикат получил распространение по всему Магрибу. С течением времени его влияние охватило весь арабский мир, Индию, Малайзию, Индонезию, Малую Азию, Балканы.

Ebü’l-Hasan eş-Şâzelî'nin şeyhi Abdüsselâm b. Meşîş’in türbesi.

Гробница Абд ас-Саляма ибн Машиша / Источник: gzt.com

В шазилийском братстве делается акцент на познании Аллаха – марифат Аллах. Другое важное понятие этого тариката – упование на Всевышнего (таваккуль). Согласно пониманию, которое ввел еще Шейх аш-Шазили, следует выказывать абсолютное упование на Аллаха, отказавшись от собственного выбора во всех обстоятельствах. Аскетизм (зухд) среди последователей шазилия не получил особого распространения, его заменяет концепция благодарности Аллаху за дарованные Им блага, согласно которой для суфия нет ничего предосудительного в красивых одеждах, вкусной пище, если он благодарен за них Всевышнему. Как считал аль-Мурси, богатый, преисполненный благодарности Аллаху за дарованные ему блага, лучше бедняка, проявляющего терпение.

Şeyh Şâzelî'nin tac-ı şerifi İstanbul Şehir Müzesinde bulunmaktadır.

Тадж Шейха аш-Шазили / Источник: gzt.com

Поминание (зикр) шазилиты выполняют громким голосом, сидя или стоя. Хотя Шейх аш-Шазили отрицательно относился к музыке, со временем она стала частью ритуалов тариката. До сих пор его последователи читают хизбы (молитвы, дуа), утвержденные Шейхом аш-Шазили. Более того, эти хизбы вошли в практику и других тарикатов.

Şeyh Şâzelî'nin Attanan Camii'nde yaptığı derslere Mısır ulemâsından birçok isim katılmaktaydı.

Шейх аш-Шазили вел в мечети Аттарин в Александрии уроки исламского права, тасаввуфа, комментирования Корана (тафсир)/ Источник: gzt.com

Собрания тариката, начало которым было положено еще при Абу Хасане аш-Шазили, со временем стали традиционными. И в наши дни проводятся встречи, на которых собираются мюриды из разных уголков земного шара. Они именуются «ихтифаль».

İbn Atâullah el-İskenderî'nin Kahire'deki kabri.

Могила Ибн Атауллаха аль-Искандари / Источник: gzt.com

В XX в. тарикат получил распространение и в Европе. В немалой степени это произошло благодаря плеяде европейских философов, таких как Рене Генон (Абдульвахид Яхья), Фритьоф Шуон (Иса Нур ад-Дин Ахмад), Мартин Лингс (Абу Бакр Сирадж ад-Дин), которые восприняли учение Шейха аш-Шазили. Ахмад аль-Алави, основатель ветви шазилийского тариката алавия, стал одним из самых известным суфийских наставников XX в. Сегодня тарикат имеет самую широкую географию распространения – от Индонезии до Америки. Так как путешествие и посещение родственников и друзей является рекомендуемым действием для последователей этого братства, то они, проживая в разных частях света, поддерживают тесные связи друг с другом.

Habibiyye kolunun kurucusu Şeyh Muhammed İbn el-Habib(solda) ve Aleviyye kolunun kurucusu Ahmed el-Alevi (sağda) 1929'da Fas'ta çekilmiş bir fotoğrafı.

Ахмад аль-Алави (справа) / Источник: gzt.com

Исламосфера

Комментарии