Тармаширин – хан, способствовавший распространению ислама среди монголов

Тармаширин-хан, способствовавший исламизации Чагатайского улуса и за это убитый монгольской знатью, во многом остается загадочной фигурой. Мусульманские авторы подчеркивают его роль в распространении среди монголов ислама, но вместе с тем вокруг него не сложилось никакой эпической традиции.


Мусульманские источники сходятся во мнении, что обращение Тармаширин-хана в ислам проложило путь к общей исламизации Чагатайского улуса, монгольского государства в Центральной Азии. Но в отличие от других принявших ислам Чингизидов, которые снискали себе славу защитников веры, обращение Тармаширина не породило историй о его обращении в источниках. 

Тармаширин был сыном знаменитого чагатайского хана Дува Тимура (годы правления 1282-1307). Хотя существуют некоторые разногласия по поводу даты его правления, в основном называют 1331-1334 годы.

Судя по имени, Тармаширин с рождения был буддистом. Ибн Халдун сообщает, что в 1325 году он принял христианство. Но оставался он в этой религии недолго, обратившись вскоре в ислам. Точную дату этого события определить трудно, вероятно, это было примерно в 1328-1329 гг.  когда было тридцать с небольшим. После своего обращения Тармаширин взял имя Ала ад-Дин Мухаммад и титул Султан аль-Азам (Величайший Султан). Таким образом, он стал первым правителем Чагатаидов, принявшим ислам.

Как монголы приняли ислам.

Источник: zolord.ru

Также неизвестно, кто или что привлекло Тармаширина в ислам. Согласно описанию Ибн Баттуты, который встречался с этим ханом, тот занимался зикром (суфийский ритуал поминания Аллаха), что предполагает, что он был последователем какого-то шейха. Имеется и «идеальный» кандидат на эту роль: шейх аль-Бухарзи (ум. 1336) из Бухары, видный суфий ордена Кубравия, который пользовался большим уважением у чагатайских правителей. Однако ни сам он в своих сочинениях, ни какой-либо из многочисленных источников, в которых он упоминается, никогда не приписывают ему обращение Тармаширина в ислам. Вместе с тем ясно одно: этот хан взошел на трон Чагатайского улуса в 1331 году уже как мусульманский правитель.

Пребывание его у власти оказало значительное влияние на внешнюю и внутреннюю политику ханства. Его обращение в ислам могло улучшить отношения с Делийским султанатом, а также, безусловно, укрепило экономические связи с мамлюкским Египтом. Мавераннахр был открыт для египетских и сирийских купцов. Тармаширин также поддерживал дипломатические отношения с мамлюкским султаном, хотя, похоже, не особо близкие. Можно предположить, что принятие им ислама повлияло на его отношения с другими мусульманскими монгольскими государствами – с Государством Хулагуидов и Золотой Ордой, но каких-либо сведений, подтверждающих этот факт, не имеется. В своей внутренней политике Тармаширин прилагал большие усилия для укрепления исламского характера своего улуса. Он активно распространял новую религию во всех своих владениях, призывал своих командиров и солдат к обращению и оказывал поддержку тем из них, кто внял его призыву. Хан также приказал совершать пять ежедневных публичных намазов. Конечно же, нельзя утверждать, что ислам распространился в Чагатайском улусе только благодаря Тармаширину. Эта религия начала проникать на данную территорию и раньше, но его поддержка, как верховного правителя, безусловно, сыграла свою положительную роль.

Заявление Ибн Баттуты о том, что преемник Тармаширина разрешил христианам и иудеям восстановить свои храмы, предполагает, что тот запретил им это делать. Тем не менее, в случае с Тармаширином мы не находим ни одного драматического описания разрушения церквей и храмов или убийства буддийских священников, которые составляют столь важную часть эпопеи других обращений монгольских правителей.

Хан Берке – первый монгольский правитель, который принял ислам.

“Чагатаиды. Тармаширин хан (1326-1334 гг.) Дирхем. Серебро, 7,80 гр. Состояние VF. Анонимная, м.д. Бухара, отчеканена в 726 г.Х. (1327 г.) / Источник: auction-imperia.ru

Источники особенно восхваляют Тармаширина за введение шариата в улусе. Однако подобная политика имела очевидный потенциал столкнуться с монгольской Ясой, юридический кодексом, установленным Чингисханом. Тем более, что Чагатаиды считались наиболее его ревностными хранителями. Найти баланс между двумя системами было непростой задачей для любого мусульманского монгольского хана. Газан-хану, ильхану государства Хулагуидов, удалось остаться сторонником Ясы даже после своего обращения в ислам, в то время как Узбек-хан просто казнил эмиров, протестовавших против отказа от закона Чингисхана в пользу «религии арабов». Согласно Ибн Баттуте, Тармаширин отменил некоторые аспекты Ясы, а согласно Ас-Сафади – упразднил этот свод законов полностью.

Противоречие между шариатом и Ясой обычно называют основной причиной низложения Тармаширина. Монгольская знать, представленная, в основном, тенгрианцами и буддистами, и недовольная отменой законов предков, сместила его на ежегодном курултае. Восстание возглавил племянник, Бузан, которого поддержали военачальники восточной части Чагатайского улуса. Тармаширин пытался бежать в Газну, но был схвачен и убит, вероятно, летом или осенью 1334 года близ Кеша или в Нахшабе. Предполагается, что он был похоронен либо в Нахшабе, либо в одном из сел Самарканда.

Бузан-хан, придя к власти, обрушил репрессии на принявших ислам Чингизидов и нойонов-эмиров улуса. Он правил недолго, всего два года, после чего трон перешел к Дженши-хану. Историк Муин ад-Дин Натанзи сообщает, что тот был набожным буддистом, симпатизировал христианам и, следуя совету своих наставников, воздвиг множество буддийских храмов и установил идолов в каждой мечети.

Кутлу-хатун – монгольская принцесса-воительница, совершившая хадж.

Mongol empire - Mongol empires in central Asia | Britannica

Источник: Encyclopedia Britannica

Но процессы исламизации было уже не остановить. Чагатайский улус уже к 1340-м годам фактически распался. В восточной его части был создан Могулистан, первый хан которого Туглук-Тимур (1347-1362) принял ислам в качестве официальной религии. А в западной части, Мавераннахре, образовались различные владения. В 1370 году верховным эмиром этой территории был провозглашен Тимур, выходец из племени Барлас. При нем регион стал средоточием исламского могущества в Азии.

Вместе с этим Тармаширин не остался в памяти народа как эпический герой, принесший в свое государство ислам. С чем это связано? Почему обращение Тармаширина не принесло ему славу других принявших ислам монгольских ханов, таких как Газан-хан, Узбек-хан, Туглук-Тимур или даже Берке? Отвечая на этот вопрос, профессор Михал Биран из Еврейского университета Иерусалима отмечает общую скудость источников о Чагатайском улусе. Правление Тармаширина было очень коротким, в нем не было каких-либо выдающихся достижений, и закончилось оно позорным смещением. Все это неподходящий материал для создания мифа. Кроме того, по мнению Михала Бирана, свою роль мог сыграть и Тамерлан, который, не будучи чингизидом, основывал легитимность своей власти во многом на своей роли хранителя и восстановителя Монгольской империи, а также на своем положении воина веры и защитника ислама. Прославление Тармаширина, как в качестве чагатайского хана, так и мусульманина, могло быть неудобно Тимуру, тем более что потомки этого исторического деятеля могли еще проживать при его дворе.

Что Ибн аль-Асир и Ибн Халдун писали о монгольских завоеваниях.

Исламосфера


Источник:

Michal Biran «The Chaghadaids and Islam The Conversion of Tarmashirin Khan 1331-34»

Комментарии