Тазия и традиции оружейников Ирана

Проводившиеся в дни, предшествующие 10 Мухаррама, ритуальные представления тазия и сопровождающие их шествия дасте в Иране были зрелищами, в которых участвовал весь город. Они продолжают оставаться одними из самых значительных событий в шиитском религиозном календаре и сегодня.


Одним из интересных элементов как тазия, так и дасте, является оружие и доспехи участников этих действий. Они были далеко не бутафорскими. В 1602-1604 годах Антониу де Гувеа описывает процессию в Ширазе, в ходе которой городские фракции и гильдии (особенно гильдия борцов) устраивали  траурные и ритуальные сражения. Пьетро делла Валле рассказывает, что в 1618 года в Исфахане такие бои проходили с использованием копий и мечей, а всадники несли флаги. Он также упоминает о подносах, которые участники процессии носили на голове. На них складывали трофейное оружие, которое бойцы несли во дворец, если были победителями. В каджарский период во время шествий уже просто несли разного рода атрибуты, символизирующие битву – знамена, шлемы, оружие (топоры, луки и стрелы, копья, ружья) и военные музыкальные инструменты.

From the Guarded Domains of Iran - The Wallace Collection

Панцирь (Иран, 1809-1810 гг.) / Источник: wallacecollection.org

Оружие активно использовалось и в тазия. Хотя эти представления, вероятно, возникли из народного театра, в XVI в. они стали частью придворной культуры. В эпоху Каджаров придворное покровительство им, возможно, даже превзошло покровительство Сефевидов. Во время правления Насера ад-Дин Шаха дасте и тазия часто спонсировались шахом, двором, элитой, богатыми торговцами и гильдиями. Устраивались очень реалистичные представления с оружием, кровавыми реалистичными картинами и живыми животными, такими как голуби (которые прилетели в Медину и объявили о смерти Хусейна) и выкрашенные краской (чтобы выглядеть, как раненые) лошади. Для них специально создавалось прекрасное оружие и доспехи, которые зачастую описываются как «церемониальные», были высочайшего качества, в том числе и изготовленные из дамасской стали. Для придворных представлений их украшали драгоценными металлами и камнями. Практически неизменным атрибутом актеров тазия к XIX в. стали шлем, круглый щит и сабля (шамшир). Нередко их делали по старинным образцам. И хотя такие оружие и доспехи были полностью функциональными и могли бы использоваться и в настоящем бою, их первоначальное предназначение было религиозным. На них наносили избранные цитаты из Корана, особенно связанные с борьбой и победой, или с популярными шиитскими молитвами, отражающими использование этих предметов в религиозных ритуалах.

From the Guarded Domains of Iran - The Wallace Collection

Панцирь (Иран, 1809-1810 гг.) / Источник: wallacecollection.org

Многочисленные шлемы и булавы с изображением голов демонов, хранящиеся в коллекциях на Западе, тоже следует оценивать как предназначенные для торжеств Мухаррама. Их легкий вес и нефункциональный дизайн позволяет идентифицировать их как театральный реквизит. Кроме того, актеры в таких шлемах и с булавами в виде голов демонов встречаются и на некоторых изображениях того периода. Булавы использовались для сцен, в которых появляется царь демонов (джиннов) со своей армией.

From the Guarded Domains of Iran - The Wallace Collection

Источник: wallacecollection.org

Такие оружие и доспехи в больших хусейниях каджарского периода использовалось сотнями, потому что на сцене сражались целые армии.  Эти артефакты производились в огромном количестве, но не все их типы были изготовлены для религиозных целей. Многие из них продавали путешественникам или посредникам, которые везли их в Европу: так они попадали на быстрорастущий рынок произведений искусства конца XIX века. Например, в Исфахане специально для подобного экспорта изготавливали булавы с головами животных. Этим объясняется многочисленность изделий такого рода в западных музеях.

From the Guarded Domains of Iran - The Wallace Collection

Шлем (Иран, 1844 г.) / Источник: wallacecollection.org

From the Guarded Domains of Iran - The Wallace Collection

Шлем (Иран, 1844 г.) / Источник: wallacecollection.org

Исламосфера

Комментарии