Тебризская школа миниатюры

Тебризская школа миниатюры на протяжении длительного времени оказывала влияние на миниатюрное искусство Ирана, Турции и Индии.


Расцвет персидской миниатюры приходится на период, когда Ираном правили иноземные династии. Хотя монгольское вторжение 1219 г. и образование государства Хулагуидов и принесли с собой разрушения, они оказали стимулирующее влияние на книжную миниатюру. Этому способствовало в том числе и то, что новые правители привезли с собой работы китайских мастеров, и, вероятно, самих художников.

Тебризская школа миниатюры была создана в конце XIII – начале XIV вв. Хулагуидами. Ее расцвет пришелся на 30-40-г годы XVI в. Стиль этой школы характеризуется как первое проникновение восточноазиатских традиций в исламскую живопись. Новые художественные традиции были творчески освоены, создав свой стиль изображения. В XIV веке и особенно в XVI веке Тебриз стал крупным центром книжного искусства.

Для ранних работ тебризской школы характерны легкие, перистые мазки, нежный, а не яркий колорит, попытка сделать изображение трехмерным. Пространство и глубина создавались размещением большого количества фигур на разных уровнях, одна над другой, – это прием, принесенный в Среднюю Азию монголами. Кроме того, на миниатюрах раннего периода можно увидеть драконов и других мифических животных, что было новым для персидской живописи.

Миниатюра в исламском искусстве.

Источник: ru.wikipedia.org

Падение государства Хулагуидов привело к кризису тебризской школы миниатюры. Но и в этот период она продолжала действовать, хотя ее затмили мастерские Шираза и Герата.

В XVI веке Тебриз стал столицей государства Сефевидов и превратился в один из крупнейших культурных и экономических центров Среднего Востока. Это способствовало тому, что в нем вновь расцвело изобразительное искусство. Назначение Исмаилом I выдающегося персидского художника Камаль ад-Дина Бехзада главой дворцовой библиотеки способствовало проникновению в Тебриз достижений Гератской школы миниатюры. Слияние двух традиций подняло искусство оформления книг на новый уровень: совершенствовалась художественная форма, создавались сложные многоплановые композиции, работы приобретали эпический характер, широкое распространение получил архитектурный пейзаж, появились новые витиеватые орнаменты, изящные ритмы и яркая палитра. На смену традиционным романтически-мифологическим сюжетам пришли попытки изобразить дворцовую жизнь, а по мере расширения тематического круга изображения приобретали более демократический характер. Художники стали рисовать и простых людей, их нравы, быт, а также пейзажи. Среди величайших представителей Тебризской школы миниатюры можно назвать Султана Мухаммада, Агу Мирека, Музаффара Али, Мурзу, Мирсеида Али и других.

Персидский поход султана Сулеймана в миниатюрах Матракчи.

Источник: ru.wikipedia.org

После того как Тебриз перестал быть столицей Сефевидов, школа начала приходить в упадок, а центрами миниатюрной живописи в Иране стали Казвин и Исфахан.

В разных музеях мира хранятся рукописи, оформленные художниками этой школы – «Шахнаме» (1524, Санкт-Петербург), «Хамса» Низами (конец XV века – начало XVI век, дворец Топкапы в Стамбуле), «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина (1528-1529, Российская национальная библиотека) и т.п. Тебризская школа миниатюры на протяжении длительного времени оказывала влияние на миниатюрное искусство Ирана, Турции и Индии.

Исламская миниатюра на уроках иранского художника в Бангкоке.

Источник: ru.wikipedia.org

Источник: ru.wikipedia.org

Источник: ru.wikipedia.org

Источник: ru.wikipedia.org

Источник: ru.wikipedia.org

Исламосфера

Комментарии