Тернистый путь пакистанского кинематографа

Снимая в среднем 60 художественных фильмов в год, Пакистан входит в число 20 крупнейших стран-кинопроизводителей мира, пишет Аня Кордецки.


До 1971 года в Пакистане было три основных центра кинопроизводства – Лахор, Карачи и Дакка. Лолливуд, базирующийся в Лахоре, является крупнейшим из них. После отделения Бангладеш Дакка стала частью нового государства. В городе сохранилась своя киноиндустрия, которую называют Далливуд.

Большинство пакистанских фильмов сняты на урду, но существует также множество лент и на других языках, таких как английский, панджаби, пушту, белуджи, что отражает культурное разнообразие страны.

Вместе с этим пакистанские фильмы снимаются исключительно для местной аудитории, и не предпринимается особых усилий для представления их на международных фестивалях. Поэтому о Лолливуде мало что известно за пределами Пакистана.

Индийские мусульмане глазами Болливуда.

What now for Pakistani cinema?

Источник: esquireme.com

Кинопроизводство существовало в Лахоре задолго до раздела 1947 года. У его основания стоял легендарный Назир Ахмед Хан (1910-1983) – пакистано-индийский киноактер, режиссер и продюсер, который за свою 55-летнюю карьеру снялся почти в 200 фильмах. Он был первой кинозвездой мужского пола в Индии еще до раздела страны. Как актер, в то время он жил между Калькуттой и Бомбеем, снимаясь в основном по просьбе своего друга Абдур Рашида Кардара. У Хана была студия в Бомбее, которая сгорела во время беспорядков 1947 года, после чего он эмигрировал в Пакистан. Кардар переехал на родину, в Лахор, и основал там другую продюсерскую компанию. Оба они стали пионерами пакистанской киноиндустрии.

После раздела Индии в 1947 году кинопроизводство в недавно образованном Пакистане испытывало трудности из–за нехватки съемочного оборудования и режиссеров – большинство выдающихся представителей этих профессий переехали в Индию.

Первый пакистанский художественный фильм «Тери Яд» был снят в 1948 году, но только в 1950 году появилась по-настоящему успешная лента «До Ансу»

В 1960-х годах в Пакистане были сняты первые цветные фильмы. С этого времени начинается период, названный золотым веком кинематографа страны. Росту кинопроизводства способствовало и то, что в сентябре 1965 года был введен полный запрет на индийские фильмы.

В Пакистане хотят запретить слово “талак” в сериалах.

Источник: Stuart Goodwin/WSJ

1970-е годы принесли Пакистану множество новых талантов. К этому времени относится начало карьеры таких деятелей киноиндустрии, как популярная актриса и режиссер Сангита, Сайед Нур, который считается одним из лучших режиссеров страны, режиссер Самира Пирзаде и другие.

Но к концу десятилетия снова произошел крутой поворот. Мухаммад Зия-уль-Хак, став президентом Пакистана, начал проводить политику исламизации. Были введены в действие новые законы, требующие от пакистанских кинематографистов наличия дипломов. Кроме того, закрытие многих кинотеатров и новые налоговые ставки привели киноиндустрию к краху. К 90-м годам кинопроизводство сократилось примерно до 40 фильмов в год, и все они производились одной студией. Вместе с этим снимались и независимые ленты, которые обычно финансировались самими кинематографистами. 

2003 год ознаменовался началом возрождения пакистанского кинематографа. В 2005 году в стране был снят запрет на показ болливудских фильмов. Это привело к усилению конкуренции в пакистанской киноиндустрии, а также способствовало расширению сотрудничества и обмена между Индией и Пакистаном.

Почему Шахрух Хан перестал быть примером для миллионов индийских мусульман?

Pakistani Cinema Had Its Own Way of Looking at Partition Too

Источник: thewire.in

Исламосфера

Комментарии