Тиннис – средневековый египетский город, которого больше нет

Некогда великий город Тиннис сыграл ключевую роль в экономическом развитии раннего исламского Египта. В рассказах средневековых арабских писателей предстает образ многолюдного и бурлящего жизнью города, полного великолепных общественных зданий. Как сообщают путешественники, здесь всегда стояло на причале не менее тысячи кораблей.


Тиннис – один из немногих крупных островов на озере Манзала, расположенный в северо-восточном углу дельты Нила. Когда-то здесь находился процветающий город, являвшийся крупнейшим портом Египта.

Мечеть внутри языческого храма в Луксоре.

Самое раннее упоминание о нем под его коптским названием Теннесос встречается в трудах Иоанна Кассиана, христианского монаха и богослова, посетившего регион в IV в. Как он пишет, условия острова не благоприятны для земледелия, поэтому жители заняты преимущественно морской торговлей. После арабского завоевания Египта в 642 году значение города возросло.

«المصري اليوم» تصحبكم فى رحلة عبر العصور الوسطى لجزيرة «تنيس»

Источник: almasryalyoum.com

Тиннис стал крупным портом благодаря своему уникальному расположению. Озеро Манзала, которое в средневековый период часто называли озером Тиннис, связано с Нилом через ряд речных рукавов и каналов, а также со Средиземным морем. Маршрут через озеро позволил судоходству избежать опасных условий, возникших в близлежащем устье Нила в Дамиетте. В результате здесь процветала торговля, и город был интегрирован в средиземноморскую торговую сеть, включающую Левант, Северную Африку, Кипр и византийские земли. Персидский путешественник XI века Насир Хосров писал, что «здесь всегда на якоре стоит не менее тысячи кораблей, принадлежащих как купцам, так и султану». Несколько десятилетий спустя местный историк Ибн Басам аль-Тинниси отмечал, что количество торговых судов, прибывающих из Египта, было «бесчисленным». Аль-Макдиси (X в.) описывал город как «Багдад в миниатюре», хотя и добавлял, что это «скучное, грязное место». Халифы многое делали для развития и расширения Тинниса, построили стены, цистерны и рынки.

Ислам и археологические памятники доисламского времени.

На острове развивалась текстильная промышленность – здесь производили дорогие ткани высокого качества. Многие из рабочих в этих отраслях были христианами-коптами, и даже в XI веке город все еще оставался епископством. Помимо многочисленных мечетей, в городе имелись десятки церквей. В Тиннисе также было развито рыболовство. Так как озеро Манзала является соленым, существовала сложная система водоснабжения города, включающая цистерны, соединенные водными каналами.

undefined

Ткань фисташкового цвета из Тинниса, украшенная арабским текстом из золота / Источник: Wikipedia

Процветанию города положили конец крестовые походы. В XII в. он сильно пострадал от нападений с моря, и процветание промышленности Тинниса было подорвано. В конце концов Салах ад-Дин приказал снести гражданское поселение, оставив только форт. Противостоять крестоносцам остался только гарнизон Айюбидов. Но даже эти последние жители города позже ушли, а защита северо-восточной дельты была сосредоточена на Дамиетте. Однако источники еще в XV веке отмечают, что путешественники продолжали останавливаться на острове по пути в Газу и Иерусалим (аль-Кудс).

Христианские монахи и шариат в средневековом Египте.

После того, как Тиннис был заброшен в XIII веке, он постепенно превратился в археологический памятник, который мы видим сегодня, и сейчас здесь проводятся раскопки.

Исламосфера

Комментарии