Тираз – символ власти мусульманских правителей
Тираз, вышивка с титулами, именами, молитвами и поминаниями Аллаха, служил символом власти халифов, правителей и государственных деятелей мусульманских государств, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.
Слово тираз происходит из персидского языка и обозначает «украшение; вышивка». В языках мусульманских народов за ним закрепились значения «форма, знак, символ, печать, вышивка, след». В частности, тиразом именовались вышивки, обычно в виде полосы куфической надписи на краях воротников, рукавов, передней или задней части дорогих тканей. Тираз служил символом власти халифов, правителей и государственных деятелей разных мусульманских государств – от Египта и государства Саманидов до Индии. Также он был важнейшим элементом почетных одежд (хилат), которые монархи дарили правителям своих государств-данников, высокопоставленным сановникам и главам иностранных государств.
Можно утверждать, что история тираза восходит к египетским фараонам. В Древнем Иране и Византии на одежды правителей наносили их имена, изображения или отличительные знаки. Чтобы они были лучше видны, использовались золотые или шелковые нити, контрастирующие по цвету с доминирующим цветом ткани. Поэтому, скорее всего, особая вышитая одежда, считающаяся одним из признаков халифов и мусульманских правителей, пришла из иранской и византийской культур.
Как сообщается, после завоевания Египта арабами, христианские ткачи продолжали вышивать на тканях греческие тиразы. Халиф Абдуль-Малик написал своему брату, наместнику Египта Абдулазизу ибн Марвану письмо, в котором требовал отказаться от поминания Троицы на греческом языке, присутствовавших на тканях, и вышивать вместо них «слова единобожия», приведя, таким образом, тиразы в соответствие с принципами ислама. Также халиф пообещал наказывать тех, кто будет продолжать практиковать прежние традиции. Византийский император, узнав об этом, потребовал отменить такое решение, заявив, что в противном случае будет чеканить на монетах выражения, оскорбляющие Пророка (мир ему). Эта угроза побудила исламское государство чеканить собственные монету и помещать на одежды халифа, государственных сановников и солдат тираз как символ власти халифа. Таким образом традиция тираза перешла в исламскую культуру, а сам тираз стал одним из важнейших символов власти. Наместники, поднимавшие восставшие, чтобы показать, что они не признают верховную власть халифа, удаляли его имя из пятничных проповедей и тиразов.
Сохранилось большое количество тиразов, среди которых есть даже относящиеся к первой половине VIII века. Ширина тиразов, которые сегодня хранятся в разных музеях мира, составляет от 1 да 55 см. Обычно они включают в себя «басмалу», «слова свидетельства», имя правителя, членов его семьи и молитвы о долгой жизни и правлении. Кроме того, может упоминаться место изготовления тираза, имя визиря и должностного лица, ответственного за мастерскую, и изредка – имя мастера, изготовившего тираз.
Производство тиразов и их экспорт строго контролировались государством. В Иране, в государствах Омейядов и Аббасидов, а затем и в тюрко-исламских государствах, в Индии, создавались специальные мастерские для их изготовления – тираз-хане или каргях. Возглавлявшие их чиновники именовались сахиб ат-тираз. Большое значение тираз-хане придавали в Андалусии и Египте во времена Фатимидов. Известно, что при Саманидах в байт ут-тираз в Бухаре изготавливались тиразы с именами аббасидских халифов. Каждый год из Багдада прибывало уполномоченное лицо, которое увозило тиразы вместо хараджа (подати) Бухары. Та же традиция продолжалась в тюрко-исламских государствах региона, таких как государства Газневидов, сельджуков и Хорезмшахов.
Тиразы мусульманских правителей стали примером для европейских стран. После того, как мусульмане потеряли власть на Сицилии, там сохранялась традиция ношения тираза. Нормандские короли Сицилии одевались как мусульманские правители, не меняя арабских куфических надписей и содержания тиразов.
Исламосфера