Титус Буркхардт: искусство невозможно понять без суфизма

Принявший ислам швейцарский ученый Титус Буркхардт занимался исследованиями в области сравнительного религиоведения, суфизма, искусства. Он является автором многочисленных трудов.


Титус Буркхардт родился во Флоренции (Италия) в 1908 г. Он принадлежит к аристократической семье немецкого происхождения. Его отец Карл Буркхардт был известным скульптором, а дядя Якоб Буркхардт – историком культуры, стоявшим у истоков культурологи как самостоятельной дисциплины. Еще в студенческие годы Титус познакомился с Фритьофом Шуоном (Исой Нуруддином Ахмадом), впоследствии ставшим философом-метафизиком. Испытывая интерес к исламскому искусству, Буркхардт отправился в Марокко. Там в 1934 г. он принял ислам и изменил свое имя на Ибрахим Иззаддин. Также он вступил в тарикат даркавия, который является ветвью тариката шазилия. Проживая в Марокко, ученый выучил арабский язык и поступил в университет аль-Карауин, где изучал «Воскрешение наук о вере» Имама Газали.

Духовная миссия исламского искусства.

Вернувшись в Европу, Титус поселился в Лозанне, возглавил издательство Urs Graf Verlag, специализирующееся на издании средневековых рукописей.

Титус Буркхардт (справа) и Фритьоф Шуон (слева) / Источник: ordoabchao.ca

В 1966 г. совершил путешествие в Дамаск, где посетил гробницу Ибн Араби. В 1972-1977 г. был консультантом ЮНЕСКО при проведении строительных и реставрационных работ в Фесе. В 1980 и в 1983 г. был членом жюри Премии Ага Хана в области архитектуры. Скончался после продолжительной болезни в 1984 г. в Лозанне.

Работы Титуса Буркхардта, написанные на немецком и французском языках, посвящены традиционной космологии, традиционной городской архитектуре, сакральному искусству, исламской эстетике и искусству, алхимии и суфизму.

Индийский каллиграф возрождает исламское искусство в стране.

В своей критике современности Буркхардт продолжил линию Рене Генона (Абдульвахида Яхъи), указывая на проблемы, вызванные модернизмом, и критикуя дарвинистский эволюционизм и теорию психоанализа, которые он трактовал как заблуждение. Кроме того, он внес свой вклад в исследование суфизма на Западе, переведя на французский язык важнейшие тексты суфийской литературы: «Геммы мудрости» Ибн Араби (его перевод был издан в 1955 г. в Париже под названием «La sagesse des prophètes») и «Совершенный человек» Абдулькарима Джили (перевод издан в Париже в 1955 и 1975 под названием «De l’homme universel»). Поскольку эти переводы были переведены на другие европейские языки, такие как английский, итальянский и испанский, Титус Буркхардт оказал значительное влияние на рост интереса к Ибн аль-Араби и его школе на Западе.

Пин от пользователя Maxim Trefan на доске Intellectuals & Visionaries

Источник: pinterest.ru

Труды ученого, посвященные суфизму, представляют собой толкование теории Ибн Араби на языке метафизики и выражение учения тасаввуфа на языке современных терминов, не отрывая его от традиции.

Титус Буркхардт получил известность как искусствовед. Он писал, что искусство, которое по своей природе является прекрасным, имеет как явную, так и внутреннюю реальность. В этом контексте существует прямая связь между исламским искусством и эстетикой и духовными учениями ислама (суфизмом). Поднять завесу над языком и символами исламского искусства и понять духовные значения этих символов можно только путем понимания суфийской доктрины.

Мишель Ходкевич – потомок киевских воевод и исследователь Ибн Араби, принявший ислам в 17 лет.

Буркхардт, который занимался исследованиями искусства и образа жизни Востока и Запада, особый интерес питал к культуре Магриба и Марокко. Он посвятил Фесу два своих труда (Fes: Stadt des Islam, Olten 1960; Die maurische Kultur в Испании, Мюнхен 1970), а также сыграл важную роль в сохранении исторической ткани города и в развитии традиционных искусств. По этой причине его помнят и чтят здесь и сейчас.

Исламосфера

Комментарии