Толерантность в средневековой Кордове и Андалусии

Испанский историк Хосе Луис Коррал Лафуенте рассуждает о том, можно ли говорить о мирном сосуществовании между тремя мировыми религиями и толерантности в Кордове и Андалусии.


Когда президент Соединенных Штатов, вездесущий Барак Обама, совершал тур по Ближнему Востоку, он сделал ряд заявлений, которые вызвали бурные дискуссии. В частности, он назвал Андалусию и Кордову примерами «толерантности и мирного сосуществования между мусульманами, евреями и христианами». Многие псевдоисторики, которые занимаются эксплуатацией предубеждений, обвинили Обаму в «фальсификации истории», «невежестве» и даже в том, что он действовал как секретный агент Ислама.

История в нашей стране продолжает использоваться в качестве политического оружия, особенно экстремистскими националистическими группировками. Это верно и в отношении нашего общего прошлого исламского периода. Придав ему угрожающее содержание, его применяют для того чтобы ввести людей в заблуждение и использовать их.

Сохранялись ли в Средние века толерантность и мирное сосуществование между последователями трех основных монотеистических религий в той части Пиренейского полуострова, которая находилась под управлением мусульман, т.е. в регионе, называемом Андалусией?

Тарик ибн Зияд – завоеватель Андалусии.

Müslümanlar İspanya'nın fethi için neredeyse hiç savaş yapmadılar.

Источник: gzt.com

Этот вопрос часто задается с такой далекой позиции и с такой искренностью, что невозможно даже провести спокойную разъяснительную дискуссию. Ультраконсервативная тенденция, возглавляемая такими именами, как Хименес Лосантос или Видаль Мансанарес, утверждает, что Андалусия была худшим местом на земле, а мусульмане здесь занимались тем, что жгли церкви, насиловали девушек и распинали христианских святых. В результате бедным христианам (евреи почему-то не учитываются) ничего не оставалось, как укрыться в горах Астурии, довериться Деве Марии и начать Реконкисту в Испании. Все это абсолютная ложь.

Мусульмане захватили Испанию почти бескровно. Все столкновения, которые произошли – это одно в июле 711 года к югу от нынешней провинции Кадис, одно в Эсии и две осады в Кордове и Мериде. Остальная часть Иберийского региона была оставлена под властью вестготских лордов, которые сами сдались новым мусульманским правителям и выразили готовность служить им. После, в VIII-XI веках,  мусульмане, установив свою власть, мирно сосуществовали с евреями и христианами.

Не были сожжены ни одна церковь или синагога, были даже построены новые. Евреи и христиане могли свободно исповедовать свою религию и соблюдать свои традиции. И в Кордовском халифате в X в., и в эмиратах Тайфа, образовавшихся после его распада в XI в., христиане и евреи служили советниками и визирями. Христианский епископ был членом Совета халифата, и среди тех, кто состоял в этом совете, было много визирей-евреев.

Мосарабы – христиане мусульманской Испании.

Orta Çağlarda İber Yarımadası'nın Müslüman siyasi hâkimiyeti altındaki bölümünde, yani Endülüs denen bölgede, üç büyük tek tanrılı dinin üyeleri arasında hoşgörü ve bir arada yaşama var mıydı yok muydu?

Источник: gzt.com

Это правда, что с конца XI в. все начало меняться. Радикальные исламские группы, такие как мурабиты и муваххиды, которые ратовали за принудительное навязывание ислама, стали доминировать в Андалусии. Это вызвало напряженность между мусульманами и последователями других религий. Но мурабиты и муваххиды не были андалузцами, они были североафриканцами, появившись в религиозно однородной и склонной к применению силы среде. И они, в конце концов, привели к краху блестящую цивилизацию халифата и его остатки в виде эмиратов Тайфы.

Экстремистские тенденции в андалузском исламском обществе привели к подъему христианского движения, потому что в XI в. северные христианские королевства уже могли противостоять мусульманскому югу.

Андалузское общество и средневековое общество в целом были гораздо более толерантными, чем предлагалось в течение длительного времени. История Испании не так линейна, как представляют нам псевдоисторики. Наоборот, от Аргантония, царя полумифического города-государства на юге Пиренейского полуострова Тартесса (670-550 до н. э.), до наших дней всегда существовало своего рода восприятие себя как «испанцев» и соответствующее явление. Испания или Андалусия как ее значительная часть когда-то была регионом, где под исламским правлением процветали культура, искусство, наука и философия, во многом опережая Европу.

Скрытое мусульманское наследие Мадрида открывается миру.

José Luis Corral retrata al rey Jaime I en el amor, la guerra y la política

Хосе Луис Коррал Лафуенте / Источник: heraldo.es

Конечно, это был не тот потерянный рай, который любят воспевать в своих стихах североафриканские арабские поэты, но это не было и общество, в котором инородцы подвергались преследованиям, по крайней мере, в первые века его истории.

В X в. в Кордове можно было свободно исповедовать ислам, иудаизм или христианство, следовать заветам любой из этих религий и выполнять соответствующие религиозные обряды. И этот опыт был применен даже самим легендарным Сидом Кампеадором, который в XI в., управляя в качестве независимого правителя многоконфессиональной Валенсией, озадачил мятежных «испанцев».

К слову сказать, инквизиция в Испании была создана в конце XV в., когда эпоха Средневековья уже закончились. Через несколько десятилетий после яркого так называемого Возрождения католические монархи положили конец мирному сосуществованию между культурами, изгнав евреев и насильственно заставив мусульман менять религию. По мнению некоторых, это была толерантность. Но это уже совсем другая история.

Исламосфера


Хосе Луис Коррал Лафуенте (род. 1957) – испанский историк, писатель, профессор Университета Сарагосы, специализируется на истории мусульманской Испании. Выступал в качестве участника и консультанта на различных радио- и телепрограммах. Автор многочисленных книг по истории Европы и исторических романов.

Комментарии