Толкование снов в исламской традиции

Толкование снов в исламской традиции считалось религиозной наукой, несущей в себе пользу как для этого мира, так и для загробного, так как позволяло получить благую весть или принять какие-то меры для устранения угрозы, появившейся во сне.
Называлось такое толкование табир, тех, кто занимался им, именовали муаббир, а труды этого жанра – табирнаме, гюзаришнаме, та’бират-и вакыат, та’бират-и ру’йа, руйанаме, вакыанаме, сайирнаме.
Что исламские философы говорили о снах?
Толкователь снов должен быть искусен в различении внутренних и внешних аспектов сновидений и в определении на основе каких-то признаков, какие истины за ними скрываются. Так как в исламе сны подразделяются на рахмани (правдивые, вещие), шайтани (внушаемые шайтаном) и нафсани (имеющие источником внутренние переживания), то толкователь должен уметь отличать их друг от друга. Как считается, для некоторых людей события во сне показываются «отфильтрованными», а для других – «неотфильтрованными». Поэтому, как отмечал османский историк Ташкёпрюзаде (1495-1561), древние греки придавали значение снам философов и государственных деятелей, а не снам простых людей. Толкователь снов также должен был быть сведущ в метафорах и символических выражениях Корана и использовать их в своем толковании. Он также должен хорошо знать этимологию слов, пословиц и идиом.

Источник: islamandihsan.com
Хотя некоторые ученые утверждали, что толкование снов – это дар от Аллаха и поэтому не может быть приобретен путем обучения, по мнению большинства, это навык, основанный на расшифровке кодов, выраженных символами. Поэтому те, кто хочет добиться успеха в этом отношении, должны знать такие вопросы, как вид, природа и характер сна, уметь согласовывать одно с другим и определять, где, как, когда и кем был увиден сон, который требует толкования.
Зеркало души: сны в суфийской традиции.
Свои методы толкования снов существовали у суфиев. Выделялись два вида толкования – анфуси (внутреннее) и афаки (внешнее). Суфийские сны толкуются анфуси, несуфийские – афаки. Суфиями было написано множество книг, объясняющих, что символизируют образы, увиденные во сне. Таким образом, сонники составили отдельный жанр суфийской литературы.

Источник: zamzam.com
В целом в исламском мире труды, посвященные толкованию снов, были очень распространены. Среди них были и приписываемые таким деятелям, как пророк Даниил и Джафар ас-Садык. Среди значимых произведений такого рода можно отметить «Китаб табири ар-руйа» Ибн Сирина, «Китаб ад-дустур» Ибрахима аль-Кирмани, жившего во времена аббасидского халифа Махди-Биллаха, «Китаб табири ар-руйа» Ибн Кутайбы, «Канз аль-манам» Саида Сулеймана аль-Хусейни, «Татир аль-анам фи табири аль-манам» Абд ал-Гани ан-Наблуси. Среди трудов по толкованию сновидений, написанных шиитскими авторами, можно выделить «Дар ас-салям фима йатааллаку би-р-руйа ва-ль-манам» Мирзы Хусейна Нури Табарси, в которую включены сны Мухаммада (мир ему), других пророков, двенадцати имамов и других почитаемых шиитами деятелей.
Полуденный сон – сунна и польза для здоровья.
Самыми известными суфийскими сонниками являются «Табирнаме-и Мухйи ад-дин Араби» Ибн Араби и «Татиру ал-анам фи табири аль-манам» Абд ал-Гани ан-Наблуси.
Исламосфера
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi