Традиционные женские головные уборы тюркских народов
Традиционная одежда – один из важнейших культурных символов народа. Она отражала социальный статус, семейное положение, уровень материального благосостояния человека. Сайт Fikriyat предлагает познакомиться с некоторыми примерами женских головных уборов тюркских народов, некоторые из которых сохраняются и сегодня.
Киргизские женские головные уборы
Киргизские женщины носили такыю, уку-топу, саукеле и элечек. Головные уборы имели особый статус, их не отдавали кому угодно, а хранили, поместив на высокое место. Покрывать голову начинали уже с детства. Существовал особый ритуал, когда девочке впервые надевали девичий головной убор – такыю. Делать это должна была уважаемая всеми и имеющая детей женщина. Предполагалось, что в таком случае девочка обретет такое же положение в обществе. При облачении ее в такыю произносили разные благопожелания, такие как «Пусть твоя чистота не будет потеряна».
Уку-топу – это головной убор для девушек до замужества. «Уку» с кыргызского языка переводится как «сова». Ее перьями украшали эту шапочку, поэтому она получила такое название. Количество перьев указывало, каким по счету ребенком в семье является девушка, а украшения показывали статус и богатство семьи.
Просватанная девушка носила саукеле – высокий конусообразный головной убор, который старались богато украсить. Готовила его сторона жениха. Уже после свадьбы девушку облачали в элечек – объемный головной убор наподобие тюрбана, который служил знаком замужней женщины.
Казахские женские головные уборы
Традиционными головными уборами казахских женщин служили укыя-такыя, саукеле, бёрик, кимешек и касаба. Укыя-такыя – это девичья шапка наподобие тюбетейки, украшенной перьями, вышивкой, бусинками и т.п. Девушки ее носили летом, а зимой предпочитали бёрик – продолговатую шапку с меховой опушкой. В отличие от киргизов, у казахов саукеле готовила семья девушки, что могло занимать годы. Этот головной убор служил священным символом брака, девушки надевали его на свадьбу, а потом передавали своей дочери. Выйдя замуж, казахские женщины начинали носить касабу, а после рождения первого ребенка – кимешек, напоминающий элечек. Кимешек старались богато украсить. У разных казахских племен и родов эти головные уборы отличались по покрою, деталям, характеру украшений. Женщины среднего возраста носили их в Казахстане вплоть до 1930-х годов.
Крымскотатарские женские головные уборы
Фески у крымских татар считались женским головным убором. Носить их начинали еще в детстве. Они символизировали чистоту девочки, а также отражали благосостояние ее семьи. Семьи с достатком шили фески из бархата и украшали золотом, серебром, камнями. Евгений Марков, русский писатель, критик и этнограф, писал: «Самая крошечная, двухлетняя [крымскотатарская] девчушка, возившаяся в пыли, одета почти так же [как взрослые]; у каждой своя крошечная шапочка, у каждой свой бешметик по мерке – это добрый обычай, не часто встречаемый в семье русского простолюдина; он свидетельствует об инстинктивном признании человеческого достоинства, человеческих прав даже в ребенке. Этот обычай мне особенно кидался в глаза, по противоположности с нашим русским…».
Исламосфера