Традиция медресе и библиотек в Индии

С началом мусульманских завоеваний Индии правители предпринимали все необходимые меры, чтобы построить здесь систему религиозного образования. Первые медресе были построены здесь еще Газневидами. Гуриды и правители Делийского султаната также много внимания уделяли религиозным школам и библиотекам. Монгольское нашествие в XIII веке вынудило многих ученых из Средней Азии искать убежища в Индии, в результате Дели превратился в центр религиозных наук и культуры, сообщает gzt.com.


Более 30-ти медресе и мечетей построил делийский султан Фируз-шах Туглак. Но в XIV веке многие из них пострадали от нашествия Тамерлана. Центрами религиозного образования в этот период стали Агра и Южная Индия.

Firuz Şah Tuğluk zamanında Delhi'de inşa edilen Begumpur Camii'nin medrese kısmından günümüze kalan bölüm.

Остатки здания медресе мечети Бегумпура, построенной в Дели при Фируз-шахе Туглаке / Источник: gzt.com

При Моголах религиозное образование стало более глубоким и системным. Преподаватели и студенты впервые стали получать обеспечение от государства. Концепция образования была построена на связке «мечеть-медресе». При каждой мечети строили помещения, достаточные для устройства медресе, сюда же добавлялась библиотека.

Hindistan'ın Bidar kentinde Behmenîler döneminde (1463 civ.) inşa edilen Mahmud Gavan Medresesi.

Медресе Махмуда Гавана, построенное в Бидаре при Бахманидах (около 1463 г.) / Источник: gzt.com

Сын Бабур-шаха Хумаюн так любил книги, что даже возил их с собой в военные походы. Большую часть своего времени он проводил во дворце Шер-шаха, превращенного им в библиотеку.

Kütüphanede düşerek vefat eden Hümayun Şah'ın türbesi, Yeni Delhi.

Гробница императора Хумаюна, умершего, упав с лестницы в библиотеке / Источник: gzt.com

Для создания и укрепления медресе многое делали падишахи Джихангир и Аурангзеб. Основанные ими учебные заведения на протяжении столетий оставались ведущими на субконтиненте.

Leknev'de medrese geleneği günümüzde de devam etmektedir.

В Лакхнау традиции медресе сохраняются и в наши дни / Источник: gzt.com

Ослабление Моголов, завоевание Надир-шахом многих городов Пенджаба, включая Дели, привело к потере множества книг из императорской библиотеки, среди которых было немало библиографических редкостей. С другой стороны, в ходе войны с британскими колонизаторами и сикхами пострадало немало медресе.

Sihlerin Hint Alt Kıtası'ndaki egemenlikleri, çok sayıda İslâm eserinin tahribata uğramasına yol açmıştır.

Мусульманское наследие Индии в немалой степени пострадало от сикхов / Источник: gzt.com

Англичане, низложив династию Моголов в 1858 году, пытались изменить систему медресе и утвердить свою модель образования. Медресе были превращены в колледжи английского типа. Но некоторые учебные заведения отстояли свое место, в частности, прославленный Деобанд.

Diyobend'deki Dâru'l-Ulûm Medresesi, Hindistan'ın en köklü klâsik eğitim kurumlarından biridir.

Медресе Дар уль-улюм в Деобанде сохраняет традиции классического мусульманского образования / Источник: gzt.com

Медресе стали центрами распространения ислама в Индии. Наряду с религиозными науками, в них преподавали философию, историю, медицину, физику, астрономию, арифметику, логику. В первых рядах участников движения за независимость в Индии находились студенты и преподаватели медресе. В наши дни сохранилась только небольшая часть этих традиционных учебных заведений.

Chennai kentinde 1896'da kurulan halk kütüphanesi. İngilizler, Hindistan'ı yönetimleri altına aldıktan sonra, medrese geleneğine alternatif oluşturacak geniş bir yapılanma ortaya koydular.

Народная библиотека, построенная в 1896 г. в Ченнаи. Колонизировав Индию, англичане создавали учебные заведения и библиотеки, призванные составить альтернативу религиозным / Источник: gzt.com

Исламосфера

Комментарии