Традиция создания энциклопедий в исламском мире

Со второй половины II в. по хиджре в исламском мире начали развиваться науки и стали создаваться многочисленные труды по разным дисциплинам.


В том числе это были работы, содержащие биографические сведения, обычно расположенные в алфавитном порядке. Первое из таких произведений «Табакат ахли аль-ильм ва аль-джахль» принадлежит Василю ибн Ата (ум. 748-749) и стало родоначальником одноименного жанра «табакат». Эти биографические труды, бесчисленные примеры которых создавались и впоследствии, можно рассматривать как «энциклопедии выдающихся людей» в разных областях знаний, и таким образом, первые энциклопедические произведения в исламском мире.

Среди факторов, подготовивших почву для появления энциклопедий, следует отметить деятельность по переводу и изучению древнегреческих источников, начиная с периода Омейядов. Познакомившись с наследием античного мира, мусульманские ученые развили его, добавив свои наблюдения и исследования и создавая свои труды, в том числе энциклопедического характера. Одним из первых выдающихся произведений такого рода является 7-томная «Китаб аль-хайаван» («Книга животных») Джахиза (ум. 868). Хотя, она посвящена, главным образом представителям фауны, и поэтому по большей части является «энциклопедией животных», в ней приводятся и сведения, касающиеся литературы, истории, культуры, а также исламских наук. Другая работа Джахиза под названием «аль-Байан ва ат-табйан» содержит информацию почти по всем областям литературы.

Хотя цель собрать всю информацию воедино хотя бы частично и была реализована в этих двух работах, более четко она была воплощена современником Джахиза Ибн Кутайбой (ум. 889). Его «Уйун аль-ахбар» («Источники известий») считается первой в полном смысле энциклопедией исламского мира. В ней собраны все знания своего времени об арабском языке, литературе, хадисах, исламском праве, истории и мазхабах (школах права). Получив широкое распространение в мусульманском мире, этот труд издается даже сейчас.

“Раскрытие сокрытого” Абд аль-Кадира Гилани: энциклопедия суфийского благочестия.

После X века производство энциклопедий получило широкий размах. Было написано бесчисленное количество трудов такого рода. Из них такие как табакат, тазкира, тухфа, манакиб, ансаб представляли биографические работы, а лугат, фарханг, муджам, камус, кашшаф и т.п. – словари и указатели. Создавались и энциклопедии в настоящем смысле, содержащие сведения по всем наукам или одной какой-то дисциплине. Например, «Китаб ан-набат» Абу Ханифы ад-Динавари (ум. 895) представляет собой 6-томную ботаническую энциклопедию, а «аль-Хави» ар-Рази включает все, что было  к тому времени известно в области медицины, в том числе сведения из ассирийских, индийских и греческих источников.

Важнейшим трудом, написанным в области классификации наук в первой половине X века, является «Ихcа аль-улюм ва ат-тариф би-агразиха» аль-Фараби (ум. 950). Эта работа получила распространение как на Востоке, так и на Западе, и оказала определенное влияние на все энциклопедические произведения, написанные в исламском мире, начиная с трудов Ихван ас-Сафа до книг Ибн Сины. Ее использовали и многие западные мыслители, начиная с Винсента из Бове и Роджера Бэкона. «Ихcа аль-улюм» была переведена на латинский язык Герардом Кремонским, получив название «De Scientiis». К нашему времени она издана практически на всех основных европейских языках.

Одной из наиболее важных работ в области энциклопедии X века является знаменитая работа Ибн ан-Надима (ум. 995) под названием «аль-Фихрист». Хотя по характеру она больше похожа на библиографию, книга приобрела качество большой энциклопедии в общем смысле, поскольку содержит ценные сведения о классификации и описании всех наук. Как сообщает Ибн ан-Надим в предисловии, его целью было проиндексировать все книги, написанные к его времени на арабском языке, приводя сведения о тех, кто их написал. В «аль-Фихристе» упоминается около 10 000 трудов и 2000 авторов. Таким образом, благодаря ему, информация о многих книгах и ученых дошла до наших дней, а сам он считается важнейшим источником средневековой арабско-исламской литературы и был переведен на множество языков.

Другой важный энциклопедический труд X века – «Расаил Ихван ас-Сафа» («Трактаты Ихван ас-Сафа»). Включая все науки того периода, он основывался на определенной философии. От других энциклопедий его отличало и то, что он был создан не одним автором, а группой ученых, получившей название Ихван ас-Сафа – «Братья чистоты». Предмет «Расаила» обширен и охватывает математику, музыку, логику, астрономию, физические и естественные науки, а также изучение природы души и связанные с этим вопросы этики, откровения и духовности.

“Книга шарлатанов” – энциклопедия преступного мира на средневековом Востоке.

undefined

«Трактаты Ихван ас-Сафа» / Источник: Wikipedia

Исследования по классификации, описанию и критике наук продолжались и в XI веке. Ибн Сина (ум. 1037) также интересовался этим предметом и посвятил ему свою работу под названием «Ар-Рисаля фи аксам аль-улюм аль-аклийя». У него есть еще два известных энциклопедических труда. Первым из них является «аш-Шифа», который представляет собой философскую и научную энциклопедию, а вторым – знаменитый «аль-Канун фи ат-тыбб» («Канон врачебной науки»). Работы Бируни (ум. 1051), такие как «Китаб ат-тахкик», посвященная Индии, и «аль-Асар аль-бакийя ани аль-курун аль-халийя», содержащая сведения о социальной структуре народов прошлого, их религии, астрономическим знаниям и календарям, тоже являются известными энциклопедиями XI века.

В XII веке были созданы такие религиозные труды энциклопедического характера, как «Ихъя улюм ад-дин» Имама Газали (ум. 1111) и «Китаб аль-мудхиш» Ибн аль-Джаузи (ум. 1200). Среди энциклопедий, написанных во второй половине этого столетия, можно отметить «Джами аль-улюм» Фахр ад-Дина ар-Рази (ум. 1210), которая включает сведения из области шестидесяти наук. Энциклопедия Якута аль-Хамави (ум. 1228) под названием «Муджам аль-булдан», приводя алфавитный указатель арабских топонимов, дополняет географические описания историческими, этнографическими материалами, историческими очерками и отчетами о мусульманских завоеваниях, именами губернаторов, памятников, местных знаменитостей и другими сведениями. Благодаря этому она представляет собой ценный исторический источник, который используется даже сегодня.

Значимые энциклопедии создавались и в XIIIXIV века. Хотя его классификация беспорядочна, «Муфид аль-улюм» Закарии аль-Казвини (ум. 1283) содержит информацию о таких областях, как теология, право, мистицизм, история, политика, психология, география, драгоценности, медицина и другие. «Аджаиб аль-махлукат» («Чудеса сотворенного и диковинки вещей») этого же автора также представляет собой энциклопедию по истории географии и космографии. Египетский историк и государственный служащий ан-Нувайри (1272-1332) составил одну из самых известных энциклопедий мамлюкского периода «Нихайат аль-араб фи фунун аль-адаб» («Предел желания относительно дисциплин адаба»). Это труд, над которым ан-Нувайри работал около 20 лет, имеет объем почти в 9000 страниц и состоит из 31 тома. К настоящему времени он переведен на многие европейские языки.

“Канон врачебной науки” Ибн Сины: медицинская энциклопедия мусульманского Востока.

«Даират аль-маариф» / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

После XIV века параллельно с замедлением научной деятельности в исламском мире постепенно сокращалось и производство энциклопедий. Однако неверно заявлять, что они полностью исчезли и научная деятельность полностью прекратилась. В этот период в исламском мире, в частности в Османской империи, были написаны многие произведения, содержащие энциклопедическую информацию. Например, это «Субх аль-аша» аль-Калкашанди (ум. 1418), «аль-Мустатраф» Мухаммада аль-Ибшихи (ум. 1446), «Усул аль-мухимма ли-улуми джамма» ас-Суюти (ум. 1505), «аль-Канун фи ад-дунйа» Шейха Ахмада аль-Мисри.

К XIX веку в исламском мире количество энциклопедических произведений значительно сократилось, но со второй половины этого столетия начали появляться некоторые прекрасные примеры. Однако большинство этих работ находится под влиянием западных энциклопедий. Использование с этого периода в арабском мире термина «даират аль-маариф» («круг знаний»), который является буквальным эквивалентом греческого enkyklios payeia «обучение по всему кругу знаний», от которого и произошло слово «энциклопедия», является одним из первых признаков стремления идти в ногу с современными западными энциклопедиями с точки зрения метода и содержания. В этом столетии самой значимой энциклопедической работой в исламском мире является «Даират аль-маариф» ливанского автора Бутруса аль-Бустани (ум. 1883).

Хотя можно сказать, что в ХХ веке производство энциклопедий в мусульманских странах приобрело относительно серьезные масштабы, число трудов такого рода, которые были бы опубликованы серьезными и хорошо зарекомендовавшими себя учреждениями и являются достаточно оригинальными, последовательными и всеобъемлющими, чтобы их можно было сравнить с великими энциклопедиями Запада, почти не существует. Значительная часть энциклопедий этого периода – произведения, подготовленные либо путем перевода, либо иным способом на основе западных трудов, в частности «Энциклопедии ислама».

Исламская энциклопедия турецкого Диянета – уникальный источник знаний.

Encyclopaedia of Islam - Wikipedia

«Энциклопедия ислама» / Источник: Wikipedia

Исламосфера


­Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии