Традиция «Хамсы» в литературе мусульманских народов

Традиция создания «Хамсы» или «Пятерицы», сборника из пяти и более поэм, возникла в исламском мире в XII в., пишут Тахсин Йазыджи и Джемал Курназ для İslam Ansiklopedisi.


Термин «хамса» происходит от арабского слова, которое переводится как «пять». Впервые в значении «поэтический сборник, состоящий из пяти маснави», он был использован в отношении пяти поэм Низами Гянджеви на персидском языке. Этими поэмами были «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандер-наме». Схожие сборники, создаваемые в подражание Низами разными поэтами, стали называться «Хамса» «Пятерица». Другое их название – «Пандж Гандж» («Пять сокровищ»). Поэты, написавшие «Хамсу», именовались «хамсе-невис» или «сахиб-и хамсе» («обладатель пяти»). Если число поэм в их сборнике превышало пять, то их авторов именовали, например «сахиб-и ситте» («обладатель шести [поэм]») или «сахиб-и саб’а» («обладатель семи [поэм]»).

Лейли и Меджнун: вечная история любви.

Одной из первых «Хамс», созданных в подражание Низами, стала принадлежащая Амиру Хосрову Дехлеви. Его поэмы имели свои названия: «Восхождение светил», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Зеркало Искандера» и «Восемь райских садов». Хотя большинство «пятериц» в персидской литературе повторяют темы поэм Низами, часть из них являются новыми с точки зрения сюжета и размера. Например, «Хамса» персидского поэта Хаджу Кермани включает такие маснави, как «Хумай и Хамаюн», «Кямаль-наме», «Голь Новруз», «Джовхарнаме». Поэт эпохи Великих Моголов Файзи создал свою «Пятерицу», обращаясь к индийским сказаниям. Его сборник включает поэмы «Средоточие времен», «Сулейман и Билькис», «Наль и Даман», «Семь стран», «Акбар-намэ». Сюжет «Наль и Даман» восходит древнеиндийскому эпосу, истории о Нале и Дамаянти.

Источник: İslam Ansiklopedisi

После «Пятерицы» Низами самым известным произведением этого жанра является «Хафт Авранг» («Семь престолов») Абдрахмана Джами, состоящая из семи маснави: «Саламан и Абсаль», «Юсуф и Зулейха», «Лейли и Меджнун», «Дар благородным», «Четки праведников», «Золотая цепь», «Книга мудрости Искандера».

Из персидских «пятериц» можно еще упомянуть сборники Хатифи, Дарвиша Ашрафа, Кавкаби, Садика Нами, Хилали Чагатаи, Камал ад-дина Замири, Хашима Харави. Часть таких произведений до нас не дошла, а об их существовании мы знаем только из упоминания их в разных источников.

Бесценный труд Рашид ад-дина – достояние всего человечества.

Под влиянием персидской литературы «пятерицы» в XIV веке стали создаваться и на тюркских языках. Большинство их представляли собой подражания (назира), написанные в качестве ответа на произведения Низами, Амира Хосрова Дехлеви и Джами или в качестве их перевода. Вместе с этим такие произведения, основанные на классических сюжетах маснави, обогащались дополнениями и обретали свои особенности.

Источник: İslam Ansiklopedisi

Наиболее часто повторяющимся сюжетом «пятериц» на персидском и тюркском языках была история Лейли и Меджнуна. За ней в персидской литературе следовало повествование о Хосрове и Ширин, а в тюркской – о Юсуфе и Зулейхе. С другой стороны, в тюркской литературе были созданы и оригинальные маснави, имеющие источником местные предания. В этом отношении интересны «пятерицы» турецких поэтов Ташлыджалы Яхьи и Невизаде Атаи.

Животные в исламском искусстве: истоки и символизм.

Первым поэтом, создавшим «Хамсу» на тюркском языке (чагатайском), был Алишер Навои. Она включала пять поэм: «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Маджнун», «Семь планет», «Стена Искандера». Хотя первая их этих поэм представляет собой подражание «Сокровищнице тайн» Низами, «Восхождению светил» Дехлеви и «Дару благородным» Джами, рассказы и истории, включенные в нее, являются оригинальными. Также в «Семи планетах» Навои изображает главного героя Бахрама Гура иначе, чем Низами и Дехлеви. А в «Стене Искандера» он придает Искандеру качества великого тюркского правителя, приписывая ему такие добродетели, как справедливость, свобода от страстей, реализм.

Произведения в форме «хамса» продолжали создаваться вплоть до XVIII в. Например, известна «Хамса» турецкого поэта Субхизаде Фейзи (ум. 1739), рукопись которой хранится в библиотеки дворца-музея Топкапы в Стамбуле.

Источник: Wikipedia

Исламосфера

Комментарии