Три средневековых мусульманских путешественника, внесших вклад в изучение мира

Ибн Баттута, Ибн Фадлан и Эвлия Челеби – знаменитые исследователи мира, оставившие занимательные рассказы о своих путешествиях по Европе, Африке и Азии между IX и XVII веками.
В средневековье исследование обширных территорий было необходимой и неотъемлемой частью жизни на Ближнем Востоке. Несомненно, основной мотивацией было расширение торговых связей. Также люди отправлялись в путешествие с целью религиозного паломничества и прозелитизма, а в некоторых случаях исключительно из страсти к перемене мест.
Торговля мусульман развивалась по маршруту Шелковому пути и его ответвлениям, которые соединяли Ближний Восток с землями, лежавшими ещё дальше на востоке, такими как Индия и Китай. Также имело место торговое и культурное взаимодействие с европейцами через морские пути в Средиземном море.
Ахмад ибн Фадлан

Источник: islamosfera.ru
Ахмад ибн Фадлан родился в 879 г., и, хотя мало что известно об этом арабском путешественнике или его семье, очевидно, что он хорошо разбирался в религиозных текстах. Неудивительно, что аббасидский халиф Аль-Муктадир выбрал именно Фадлана в качестве миссионера к волжским булгарам, которые жили в районе Республики Татарстан на территории современной России.
Правитель булгар Алмуш обратился в ислам в 878 г., приняв имя Джафар ибн Абдуллах, и попросил халифа прислать богобоязненного и владеющего религиозными знаниями человека, чтобы обучить его народ религии. Помня об этом долге, Фадлан отправился в эпохальное путешествие по Центральной Азии и Восточной Европе, встретившись с различными тюркскими народами, а также с русами, которые жили вдоль реки Волги. Вручив дары хану Алмушу, Фадлан прочитал вслух знаменитое письмо, присланное Муктадиром. «Я достал письмо халифа, и когда мы закончили читать, они провозгласили «Аллаху Акбар!» так громко, что затряслась земля», – вспоминает Ибн Фадлан. Его обширные труды являются одними из немногих сохранившихся свидетельств о регионе Волжском Булгарии того периода, в том числе содержат важные подробности о ритуалах и образе жизни викингов. Он описывает мужчин как всегда вооруженных мечами и кинжалами и «татуированных от ногтей до шеи», в то время как их женщины носили на груди металлические шкатулки из «железа, серебра, меди или золота», демонстрировавшие богатство своих мужей. Также Фадлан был потрясен их физической силой: «Я никогда не видел более совершенных физически людей, высоких, как финиковые пальмы, светловолосых и румяных». Рассказ Фадлана вдохновил на создание современных изображений викингов, а его описания использовались для создания голливудского фильма «13-й воин» с участием Антонио Бандераса.

Картина С. В. Иванова «Торг в стране восточных славян» / Источник: Wikipedia
Ибн Баттута

Источник: Wikipedia
Абу Абдулла Мухаммад ибн Баттута родился в 1304 году в марокканском городе Танжер в семье исламских правоведов. Ибн Баттута преодолел невероятные 120 000 км в своем путешествии из Китая в Испанию, что является выдающимся достижением, учитывая, что большая часть этого пути была пройдена пешком и в караванах, запряженных животными. В 1325 году со своим ослом в качестве единственного компаньона Баттута отправляется в неизвестность в надежде найти случайную работу, чтобы финансировать свое приключение. Его «год учебного перерыва» вылился в 29 лет, без сомнения, наполненных неутолимой жаждой путешествий, в которых он руководствовался правилом «никогда не путешествовать по какой-либо дороге во второй раз». В начале своих приключений в портовом городе Александрии Баттута встретил суфийского мистика по имени Шейх Бурхан ад-дин, который предсказал его путешествия в Индию и Китай и попросил Ибн Баттуту передать приветствия некоторым из его знакомых в этих чужих землях. После своего второго хаджа Баттута переправил несколько деревянных лодок из Джидды к Африканскому Рогу. Оттуда он посетил сомалийский город Могадишо, восхваляя щедрость его жителей. Направляясь на юг вдоль восточноафриканского побережья в Кению и Танзанию, Баттута обнаружил Великую мечеть Килва, построенную из кораллового камня, отметив: «Город Килва – это одно из самых красивых и элегантных поселений». В то время Килва был оживленным портом и воротами в Центрально-Восточную Африку. В 1334 году, услышав о султане Дели Мухаммаде ибн Туглуке и его щедрости по отношению к мусульманским ученым, Баттута нашел свой путь на службу к султану, устроившись на работу мусульманским судьей и заполучив жену и наложницу. Но пребывание берберского путешественника оказалось не таким привлекательным, как ему казалось вначале. Султан был известен своим темпераментом и колебался между осыпанием Баттуты премиями и угрозами тюремного заключения за измену. Побег Баттуты от султана произошел, когда он стал послом Дели в Китае. Там он посетил Великую стену и восточный город Цюаньчжоу, известный арабским торговцам как Зейтун.

Великая мечеть Килва в Танзании, построенная в 11 в. / Источник: UNESCO
Эвлия Челеби

Источник: islamosfera.ru
Эвлия Челеби, считающийся одним из первых и самых выдающихся писателей-путешественников в Османской империи, был выходцем из Стамбула XVII века. За свою 50-летнюю карьеру путешественника он посетил Европу и Османскую империю. Родившийся в 1611 году под именем Дервиш Мехмед Зилли молодой турок провел свое детство, изучая Коран и религиозные обряды, заслужив почетный титул Эвлия Челеби, что означает «благочестивый господин». Сын ювелира османских султанов к 12 годам благодаря своему уму и языковым способностям стал учеником придворного имама султана Мурада IV. В молодости Челеби жаждал отправиться в путешествие и открыть для себя мир за пределами города, который он уже полностью изучил. В своих первых произведениях он описал быт разнообразных людей Константинополя – от уличных артистов до учёных. В ночь на свое 20-летие ему приснился сон, в котором Пророк Мухаммад (мир ему и благословение от Аллаха) поручил Челеби собрать свои вещи и отправиться в путешествие, чтобы увидеть мир. Его ранние поездки включали посещение Крымского ханства, где он описывал рынки невольников: «Человек, не видевший этого рынка, не видел ничего в этом мире. Там мать отделяется от сына и дочери, сын от отца и брата, и продаются они среди причитаний, криков о помощи, плача и печали». Во время другой поездки к реке Неретва в Боснии он встречает знаменитый Старый мост, построенный османским архитектором Мимаром Хайруддином. Данное сооружение поразило его своей масштабностью и высотой. Примечательно, что каждый из его рассказов о путешествиях заканчивается удобным разговорником с примерами фраз из самых различных языков, с которыми он сталкивался. Позже Челеби поселился в Каире, где и умер в 1684 году. Его сочинения были обнаружены 50 лет спустя и доставлены в Стамбул для переплета.

Мостарский мост (Старый мост) / Источник: Creative Commons/Miłosz Pienkowski
Исламосфера