Турецкая семья, которая со времен Пророка Мухаммада (САВ) хранит его плащ
Семья, почти столь же древняя, как и сама исламская история, заботится о священном плаще еще с 7 века. TRT World посетил мечеть, в которой хранится плащ Пророка Мухаммада (САВ) и поговорил с семьей, которая его оберегает.
Сотни людей собрались у входа в мечеть в древнем стамбульском районе Фатих в ветреный день Рамадана в мае.
Снаружи лавочники торговали финиками и бутылками с замзамом – водой, которая вытекает из подземного источника в Мекке.
Из динамиков, прикрепленных к мечети, громко доносилось чтение молитвы, и женщины в платках и мужчины в шапочках торопливо стремились внутрь со смесью благоговения и волнения на их лицах.
Каждый год тысячи верующих со всего мира посещают эту мечеть в течение месяца Рамадан, чтобы увидеть один из самых ценных исламских артефактов – плащ Пророка Мухаммада (САВ), называемый Хирка-и Шариф. 160-летняя мечеть, в которой находится историческая реликвия, носит то же название.
Каждый месяц Рамадан в этой мечети показывают реликвию Пророка (САВ).
Здание имеет форму восьмиугольника, по количеству частей, из которых состоит плащ, и спроектировано таким образом, что люди могут пройти по коридорам и, не мешая молящимся внизу, оказаться на верхнем этаже, где расположен плащ.
“Ежегодно более миллиона человек посещают мечеть во время Рамадана. В последнее воскресенье у нас было 20 000 посетителей”, – сказала Сумейра Гульдал, генеральный секретарь фонда «Мечеть Хирка-и Шариф», в чьем ведении находится данное место поклонения.
“Всего за три недели у нас больше посетителей, чем во многих музеях Турции”, – сказала Гульдаль.
Потомок в 59-м поколении
Семья, являющаяся хранительницей Хирка-и-Шариф, пожалуй, пользуется не меньшим интересом, чем сама мечеть.
Члены семьи являются прямыми потомками Увайса Карани, современника Пророка Мухаммада (САВ), которому он подарил плащ.
На протяжении 13 веков, из поколения в поколение, семья хранила драгоценный артефакт.
“С трех-четырех лет я хожу в мечеть. Я видел, как ревниво и бережно моя семья относилась к плащу, и всегда была готова позволить людям посетить его”, – сказал Барыш Самир, потомок Увайса Карани в 59-м поколении.
“У нас очень почетная миссия”, – сказал Самир, 45-летний уроженец Стамбула, который является инженером-механиком. – “Сколько семей в мире знают свою генеалогию, уходящую корнями в 59 поколений?”
Рамадан у Османов-2: поэтические кофейни, плащ пророка и детский пост.
Особая связь
История Увайса Карани веками завораживала мусульманских ученых. Он имеет особый статус в исламе и считается сподвижником Пророка Мухаммада (САВ), несмотря на то, что они никогда не встречались.
Уроженец Йемена Карани отправился в Медину, чтобы увидеть Пророка (САВ), но не застал его. Он не мог остаться и дождаться его, поскольку должен был вернуться, чтобы позаботиться о своей больной матери.
Услышав о том, что человек, преданный своей матери, ушел, так и не встретившись с ним, Пророк (САВ) попросил двух своих самых верных сподвижников – Умара (мир ему) и Али (мир ему) – передать его плащ Увайсу.
С тех пор потомки Увайса Карани были хранителями знаменитого плаща золотистого цвета.
Хотя обстоятельства не позволили Карани встретиться с Пророком (САВ) лично, многие люди считали, что они встретились духовно. Это особенно повысило статус Карани среди суфийских мистиков.
Реликвии Пророка (САВ) и праведников Кавказа на Мавлиде в Грозном.
Но плащ принес Увайсу известность и в его дом потянулись гости. Карани, любившего одиночество и уединение, это очень тяготило.
Увайс Карани погиб в Северном Ираке, где он пал в бою, сражаясь за Али (мир ему), зятя Пророка (САВ) и четвертого праведного халифа, против войск Муавии в битве при Сиффине в 657 году.
Потомки Карани жили в Ираке до VIII века, всегда храня плащ, пока не были вынуждены переехать в Западную Турцию, поселившись в живописном городе Кушадасы.
“У нас нет документов, объясняющих, почему мы приехали в Кушадасы. Похоже, семья посчитала его безопасным и решила поселиться здесь. Потомки Карани оставались там до 1611 года”, – сказал Самир.
В 1611 году Ахмет I, османский султан и мусульманский халиф того времени, услышал о плаще и решил, что он должен храниться у него. Но его советники и исламские ученые настоятельно советовали не делать этого, говоря, что это будет нарушением желания Пророка (САВ). В итоге он пригласил семью жить в Стамбул.
В течение следующих ста лет потомки Увайса позволяли людям посмотреть на плащ в течение каждого Рамадана, но по мере того, как его популярность росла и приходило все больше посетителей, принимать такое количество людей стало сложно.
Шанлыурфа: родной город Пророка Ибрахима привлекает мусульман со всего мира.
Султан Абдулхамид I (1774-1789), в конце концов, построил небольшое здание для размещения плаща в районе Фатих, но вскоре и оно стало тесным.
“Это место также не было достаточно большим для того, чтобы принимать всех желающих посетителей. Поэтому султан Абдул-Меджид (1839-1861) приказал построить мечеть и специальное здание округлой формы для хранения Хирка-и Шариф. Плащ находится здесь с 1851 года”, – объяснил Самир.
“Мы рассматриваем место, где хранится Хирка-и Шариф, как особое место. Место, где люди чувствуют себя рядом с ним. Мы счастливы ощущать, что являемся проводником духовной связи между Пророком (САВ) и людьми”, – сказал он.
Исламосфера