Турецкие султаны-каллиграфы

Среди турецких султанов были настолько увлекающиеся арабской каллиграфией, что достигали в этом искусстве степени мастера – устаз.


1 – Ахмед III ( 1673-1736) правил в 1703-1730 гг. На престол он вступил после свержения своего брата Мустафы II.

2 – Ахмед III получил прекрасное образование, оказывал покровительство ученым, поэтам и каллиграфам. Сам он писал стихи под псевдонимом Неджиб.

3 – В число предметов, которые изучали шехзаде, включалось и искусство каллиграфии. Поэтому будущий султан с детства имел возможность учиться у прославленных мастеров той эпохи, изучая почерки сульс и талик. Хранящиеся в музее Топкапы альбомы показывают, что султан также достиг успехов и в искусстве написания тугры.

4 – Ахмед III своей рукой украсил фонтаны у ворот Баб-и Хамаюни и у пирса в Ускюдаре в Стамбуле, а также Тронный зал во дворце Топкапы. Вершиной его творчества считается надпись «калима-и таухид» (свидетельство Единобожия в исламе) в форме тугры, находящаяся также в Топкапы.

5 – Подаренные султаном стамбульским мечетям Йени Валиде и Айазма и текке Драгман изготовленные им каллиграфические позолоченные панно до сих украшают эти здания.

6 – После свержения с трона Ахмед III занялся переписыванием Корана. Два из переписанных им экземпляров он подарил Мечети Пророка.

7 – Султан Махмуд II (1785-1839) правил в 1808-1839 гг. Увлекался искусством, будучи шехзаде, писал стихи под псевдонимом Адли.

8 – Также, будучи шехзаде, в 1807 г. он получил от каллиграфа Кечеджизаде Мехмета Васфи Эфенди иджазет, т.е. свидетельство о признании его мастером по почеркам сульс и насх.

9 – Работой султана Махмуда II являются каллиграфические надписи над гробницами в мечети Султана Эйюпа и большое панно в музее Айя-Софии. После смерти Махмуда II в 1839 г. на престол взошел его сын 17-тилетний Абдул-Меджид I (1823-1861), который, как и отец, был мастером каллиграфии.

10 – Будучи шехзаде, Абдул-Меджид наряду с традиционным исламским образованием получал и западное.

11 – Это сказалось и на его предпочтениях в искусстве – он интересовался как восточной музыкой, так и европейской. Увлекаясь каллиграфией и искусством позолоты, он был поклонником и западноевропейской живописи. На Абдул-Меджида I большое впечатление произвели картины Ивана Айвазовского, он лично встречался с художником и даже наградил его орденом.

12 – В 21 год султан получил иджазет как мастер почерков сульс и насх. Также он был искусен в почерке рика.

13 – Свидетельством его мастерства является переписанный им Коран, находящийся в экспозиции музея Топкапы. В целом, в разных музеях хранится 55 его работ.

14 – Созданные султаном каллиграфические панно с именами Аллаха, Посланника Аллаха (сав), 4-х праведных халифов, Хасана (р.а.) и Хусейна (р.а.) украшают многие построенные при нем мечети Стамбула и Бурсы.

15 – Его работы можно увидеть и в Каире – в мечети аль-Хусейна и гробнице имама Шафии.

16 – Абдул-Меджид II оказывал покровительство каллиграфам, щедро оплачивая их работу.

Fikriyat

Комментарии