Турецкий кыркпынар: “масляная” борьба с 650-летней историей

В турецком городе Эдирне ежегодно проводятся соревнования по масляной борьбе. В 2011 году его провели в 650-й раз. Неудивительно, что в 2010 году эта давняя традиция соревнований по кыркпынару была признана ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. Это направление вошло в книгу рекордов Гиннеса, сообщает ihistory.co.


Первые состязания по кыркпынару были проведены в 1361 году, примерно через полвека после основания Османской империи. Кыркпынар – это название места на окраине Эдирне, где проводился (и проводится) этот турнир. Масляные бои так называются неспроста. Особенность этих состязаний в том, что борцы перед боем обливают себя маслом (обычно это оливковое масло, разведенное водой). После этого борцы надевают на себя кисбет (борцовские штаны), но из-за масла он становится очень скользким, поэтому одолеть противника бывает очень сложно.

Османцы очень любили борьбу, они переняли это спортивное состязание у других народов. Известно, что Пророк Мухаммад (САВ) сам устроил схватку с человеком по имени Руккана, который потом принял ислам. Также известно, что Пророк (САВ) однажды попросил двух молодых мусульман побороться друг с другом, чтобы продемонстрировать свою готовность к битве. Тюркские предки османов в Центральной Азии тоже были борцами. Более того, в лексикон турков вошло персидское слово «пахлаван» (“борец”). Масляной борьбе османы научились у древних греков и римлян, потому что ее практиковали византийцы, чьи земли они завоевывали.

Древнее боевое искусство Египта возвращается к жизни.

Картинки по запросу oil wrestling greece

Перед боем борцы обливаются маслом / Источник: huffingtonpost.com

Османские султаны и элита активно участвовали в организации соревнований по борьбе. Практически в каждой деревне и городе был свой чемпион. Именно эти местные чемпионы собирались в Кыркпынаре, чтобы состязаться и выявить лучшего из лучших. Считается, что османы строили здания в каждом городе, который завоевывали, от Балкан до Северной Африки, и там проводилась подготовка борцов. Они построили такое здание даже в Мекке.

Состязания часто проводились по пятницам или во время празднования мусульманских праздников. Борцов приглашали со всей империи и даже из-за ее пределов, включая африканцев и индийцев. Султаны часто финансово обеспечивали наиболее успешных спортсменов.

Пожилая мусульманка из Турции вышла на татами в 80 лет.

Bulgarian oil wrestlers, known as pehlivans, fight on September 30, 2012 during a traditional oil wrestling competition near

Источник: huffingtonpost.com

Некоторые правители Османской империи пошли еще дальше и сами стали борцами. Показательным примером является султан Мурад IV, живший в начале 17 века. Мурад часто устраивал состязания со своими придворными чиновниками, в том числе и со своим каллиграфом. Бывали и забавные случаи. Однажды Мураду дали совет не устраивать бои в один из дней, так как он утомился к концу дня. В ответ на это правитель поднял своего слугу и вращал его в воздухе до тех пор, пока тот не стал умолять опустить его на землю. После этого этот слуга был награжден золотыми монетами.

Места, созданные по всей империи для подготовки борцов, называлась “текке”. Так же назывались суфийские места собраний. Это было связано с тем, что спортивная и духовная подготовка шли рука об руку. Текке представлял собой тренажерный зал по образцу традиционного персидского зурхане (“дома силы”), где борцы тренировались вместе с лучниками и игроками в джирит (или чавган – традиционная конная игра турок и иранцев, заключающаяся в попеременном метании всадниками противоборствующих команд копий друг в друга – Исламосфера).

Иранские зурхане между прошлым и настоящим.

Они получали и духовное воспитание: им говорили о чистоте сердца, самоотверженности, смирении и уважении к другим. Их учили быть великодушными и в победе, и в поражении, и почтительно целовать руку любого старшего борца, которого они победили в матче.

Вторым моментом связи духовного и физического воспитания была молитва, которая читалась перед поединком. Что касается Мурада IV, то он читал следующее: “О Аллах! О Аллах! Ради повелителя всех сотворенных существ Мухаммада Мустафы [ … ] пусть рука будет возложена на руку, спина на спину, грудь на грудь. Из любви к Али, Льву Аллаха, даруй помощь». Это свидетельствует о благоговении к Пророку Мухаммаду (САВ) и его близкому спутнику Али ибн Абу Талибу, который был известен своей физической силой и доблестью.

Иранский “човган”: встречайте прародителя современной игры “поло”.

Картинки по запросу murad IV

Мурад IV / Источник: ru.wikipedia.org

Эти традиции сохранялись веками, многие дошли до наших дней. Со временем некоторые аспекты борьбы были изменены, особенно начиная с конца 19-го века . В этот период в Османской империи появились новые виды спорта, в том числе футбол, гребля, велоспорт и гимнастика. Некоторые спортсмены увлеклись греко-римской борьбой.

Несмотря на то, что соревнования в Кыркпынаре, продолжаются веками, один турецкий борец выразил свою озабоченность тем, что этот вид спорта вымирает. Но даже такие чемпионы Турции, как Махмуд Аталай и Ахмет Айык (серебряный призер Олимпийских игр 1964 года; олимпийский чемпион 1968 года) не забывали об истоках масляных боев Османской империи.

В конце 2017 года президент Федерации спортивной борьбы Турции Муса Айдын заявил, что «турецкая борьба переживает свой золотой век».

Почему на Исламских играх 1980 года победила дружба?

Исламосфера

Комментарии