Тургут Джансевер: поиск мудрости через архитектуру

“Представьте себе Османскую империю, которая разработала свою свойственную специфическую современность, не переживая Танзимата и его последствий. Такого типа архитектором был Тургут Джансевер”, – сказал Бешир Айвазоглу, известный турецкий литератор и писатель-биографист в своем кратком комментарии о Тургуте Джансевере (1921-2009). Скончавшийся девять лет назад 22 февраля 2009 года Джансевер был известным  турецким архитектором и видным деятелем, внесшим вклад в переосмысление многовекового архитектурного наследия Турции. Он ввел новый подход, который сочетает традиционные архитектурные принципы, моральные ценности и современные представления. Джансевер – единственный в мире архитектор, который трижды удостоился награды Ага хана в области архитектуры.


Ответственность архитектора

Джансевер считает, что строительство архитектурного сооружения должно сопровождаться чувством ответственности. В отличие от чтения романа или прослушивания музыки, которые могут быть прерваны в индивидуальном порядке, люди вынуждены жить с архитектурными памятниками на протяжении десятилетий, как и многие последующие поколения. Таким образом, архитекторы должны проектировать здания с уважением к обществу и его ценностям, а также  с заботой о будущем. Чувство ответственности – это то, что превращает человеческое существо в человека. Именно осознание того, что человек является жемчужиной творения, ложится бременем осмысленности на различные слои бытия в виде обязанности украшать мир. Чем выше уровень сознания, тем больше это осознание ответственности. Без таких принципов, как предупреждает Джансевер, архитекторы поддались бы либо рыночной конъюнктуре, либо индивидуалистическим архитектурным фантазиям.

Существует неразрывная связь между тем, во что мы верим, и тем, что мы создаем. Люди – это рациональные субъекты, которые делают сознательный выбор, и все, что они строят, отражает их убеждения и взгляды. Таким образом, этика и этические аспекты также должны быть тесно связаны с архитектурной практикой. Какого рода связь между архитектурой и этикой должна существовать – это жизненно важный вопрос, на который нужно ответить, чтобы понять Джансевера.

Проект “Демир эвлери” Т.Джансевера, удостоившийся премии Ага-хана в 1992 году / Источник фото: parlar.com.tr

Он считал, что архитектурные решения могут легко превратиться в фетиши, если они отражают личную гордость или просто направлены на самоудовлетворение. Такое эгоцентричное отношение также излишне усложняет архитектуру. Джансевер критически реагирует на доморощенные деконструктивистские и постмодернистские установки, которые стали доминировать в архитектуре, все больше наращивая свое влияние. Напротив, моральные ценности, такие как скромность и серьезность, должны стоять во главе угла процессов проектирования, выбора материала и строительства.

Тургут Джансевер: Существует неразрывная связь между тем, во что мы верим, и тем, что мы создаем. Люди – это рациональные субъекты, которые делают сознательный выбор, и все, что они строят, отражает их убеждения и взгляды. Таким образом, этика и этические аспекты также должны быть тесно связаны с архитектурной практикой.

Джансеверу не особо импонировал тип архитектора как креативного художника. Такое отношение сочеталось с рыночными реалиями привлечения клиентов, обходом правовых требований ради увеличения прибыли и личных амбиций, что приводило к культурному загрязнению, пространственному отчуждению и дисгармонии. Строительство, как утверждает Джансевер, не может выйти за рамки простого технологического успеха, если оно не учитывает одновременно материальные, технологические и биосоциальные уровни бытия.

Джансевер также критиковал бюрократический или технократический подход к земле и городу, уделение чрезмерного внимания бюрократическим процедурам, предлагая вместо этого рассматривать землю и город как проявления божественного совершенства, а значит, проявлять должное уважение к ним. Истинное архитектурное поведение заставляет прислушаться к голосу природы и понять порядок созданной Аллахом среды, поскольку это требует охвата всех аспектов существования.

Музей под открытым небом Асланташ в Каратепе. 1961 год / Источник фото: Twitter

Архитектура как форма исламского искусства

Джансевер предложил универсальную концепцию исламского искусства, которая также относится к архитектуре, определив ее как “безусловное послушание истине; воздержание от дурных дел; покорность, скромность и подчинение порядку бытия; стремление выглядеть тем, кем ты являешься; добросовестность по отношению к Богу, все это означает, что нужно создавать вещи, а не производить впечатление на других”. В другом случае Джансевер описал исламскую архитектуру как “движение в спокойствии, обладающее ясностью конечности, скромности и естественности в выражении. Оно не столько драматично или убеждает в чем-либо, сколько служит красоте и украшению”. Это также своего рода красочная и яркая картина, полная оптимизма, уверенности и бодрости.

Тургут Джансевер: Франкфурт является более исламским городом, потому что благодаря городскому планированию при населении более 20 миллионов человек, расходы на его содержание ниже, чем в Стамбуле

Однако его концепция исламской архитектуры не является эссенциалистской. Это понятие означает, что архитектура несет в себе определенные достоинства и ценности. Таким образом, немецкий, русский или японский город может быть более исламским, чем турецкий, иранский или египетский. Например, Джансевер считает Франкфурт исламским городом, потому что благодаря городскому планированию при населении более 20 миллионов человек, расходы на его содержание ниже, чем в Стамбуле. Кроме того, Джансевер обнаружил, что русские дома в стамбульском стиле такие же исламские, как и базальтовые дома Анатолии, поскольку и те, и другие учитывают взаимосвязь между человеком и природой.

Франкфурт / Источник фото: flixbus.com

Архитектура, местная специфика и местные жители

Джансевер ожидал, что архитекторы должны обладать определенными качествами, такими как внимание к климату, экологии, строительной топографии, единодушие людей, которые живут на месте строительства и вокруг него, пассивный контроль над климатическими условиями и характеризуя, понимание отношений между различными строительными материалами, которые используются вместе.

Подчинение местным географическим условиям и использование местных материалов были важными моментами для Джансевера, который учил, что архитектурные строения должны создавать впечатление, будто бы они являются естественной частью местности, в которой они были построены, будто бы они были там всегда. Нахождение коренящихся в местной среде архитектурных решений материальных проблем, возникающих на биосоциальном уровне бытия, также означает для него взаимодействие с Божьей волей.

Тургут Джансевер: Самой серьезной проблемой архитектуры ХХ века было потворство чужому тщеславию и превращение людей в пассивных существ

Например, Джансевер неразумным и неисламским решение строить застекленные здания в Эрзуруме, городе на востоке Турции, который славится снежной и холодной зимой. Это означает бросить вызов природе и установленному Богом порядку вещей, а значит, в конечном итоге, загрязняет мир.

Джансевер считал, что естественные и непринужденные вещи красивее и ближе к природе человека. Самой серьезной проблемой архитектуры ХХ века, по мнению Джансевера, было потворство чужому тщеславию и превращение людей в пассивных существ. Напротив, он всегда был сторонником решения местных проблем с участием местных жителей. Он общался с людьми и обращал внимание на их взгляды и мнения о его работе. Иногда критика со стороны тех, кто не был архитектором, могла заставить его поменять фасад или публичную часть проекта здания.

Городская площадь Баязита / Источник фото: odatv.com

Понятия Джансевера

Джансевер любил использовать односложные понятия как наглядные инструменты описания определенных этических качеств, которые должно содержать в себе стоящее архитектурное произведение, например, тишина (asudelik), объективность (bîtaraflık), робость (çekingenlik), благочестие (dindarlık), пассивное выражение (durağan ifade), благоговение (huşu), честность (dürüstlük), простота (sadelik), оптимизм (умут), элегантность (zarafet), упование (tevekkül), добросердечность (yumuşaklık), уважительность (saygı), достоинство (вакар) и удовольствие (zevk). Один из примеров того, как он использовал эти понятия, можно увидеть в его сравнении между мечетями Нуру Османие и Селимие. Хотя некоторые утверждают, что Османская архитектура сумела породить свое собственное барокко в 19 веке, приводя в качестве примера мечеть Нуру Османие, Джансевер не придерживался того же мнения. Сравнивая Нуру Османие и Селимие, он утверждал, что первое было призвано продемонстрировать величие несущих архитектурных элементов, а второе было воплощением тишины, спокойствия, элегантности и пассивного выражения.

Основная задача Тургута Джансевера состояла в том, чтобы сочетать архитектуру с этикой, что влекло за собой квинтэссенцию пересечения религии, традиции, архитектуры и культурной идентичности в социально-политической плоскости современной Турции. Те, кто читал его книги или те, кому посчастливилось увидеться с ним лично, хорошо помнят его неиссякаемый оптимизм относительно будущего. Благодаря его твердой вере в идеи, которые имеют приоритет над действиями, и именно сила идей меняет мир, Джансевер стремился найти “истинные” идеи в архитектуре и распространять их. Его архитектурная практика и интеллектуальное наследие оказывают огромное влияние на новые поколения образованного консервативного среднего класса Турции и, вероятно, в ближайшие десятилетия повлияют на следующее поколение архитекторов.

Мечеть Селимие

Мечеть Нуруосмание

Фарук Яшлычымен, доцент кафедры истории Университета Ибн Халдуна / Daily Sabah

Комментарии