Твиза – пример взаимопомощи в исламском мире

В деревнях Кабилии, ксурах и южных оазисах, в крупных городах или на государственных и частных предприятиях Алжира, взаимопомощь всегда была необходимой и основополагающей деятельностью для всех членов общества, пишет Мустафа Мимуни.


Одним из ее проявлений была твиза или твизи – практика, известная во всем Алжире и повсюду в Магрибе. Ее определяют как добровольную работу на благо общества или какого-то человека в таких случаях, как сбор урожая, строительство дома, строительство и обслуживание мечетей, завий, медресе, уборка кладбищ, общественных мест и т.д.

Существуют два вида твизы:

1) Твиза в коллективных интересах.

Это добровольная работа во благо каких-то общественных интересов. Решение о ней обычно принималось во время публичных собраний (джамаа), где обсуждались объект, время, цель работы. После присутствовавшие доносили информацию до отсутствовавших. Кроме того, в общественных местах (в кафе, на рынках) ходил «глашатай» (барра), который объявлял о намечающейся твизе, а одно время это делалось через громкоговорители мечетей. Такая работа считалась обязательной, а пропускающий ее без веских причин подвергался наказанию, которое варьировалось от простого штрафа до исключения из группы.

Уроки для современного общества от кочевого мусульманского племени.

2) Твиза в интересах частных лиц.

Человек (или семья), который нуждается в твизе, объявляет об этом людям, навещая их дома, или в общественных местах (в базарный день, на площади или в мечети) и заручаясь их согласием. Такая твиза не является обязательной. Человек, который отказывается помогать, не наказывается на общественном уровне, но нарушает нормы добрососедских отношений.

И индивидуальная, и коллективная твиза касается не только мужчин, но и женщин и даже детей. Женщины могут помогать в организации ежегодных региональных фестивалей (мавсим), свадеб, религиозных церемоний и других работах.

Различные изменения, которые произошли в традиционном алжирском обществе в период колонизации, в частности распространение гражданской администрации на всей территории страны, привели к исчезновению или уменьшению традиционных способов организации общины. Вождей племен заменил председатель общенародного собрания (мэр). Избираемый всем населением, он теперь стал единственным официальным представителем власти. Ответственность за всю коммунальную деятельность была возложена на государство. Поэтому твиза в коллективных интересах почти исчезла, за исключением отдельных мест, общественные работы стали выполнять оплачиваемые муниципалитетом работники.

Традиции гостеприимства в Средней Азии.

Твиза сохранилась как элемент деятельности тарикатов или завий (суфийских обителей), когда группа мюридов собиралась для оказания помощи бедным и нуждающимся, очистки какой-то территории, прополки участка, посадки деревьев и других работ.

Также после падения доходов от нефти (1985 г.) в Алжире стали появляться организации, близкие к общинной взаимопомощи. В 1989 году возникло общество под названием «Твиза», которая позиционировалась как «национальная добровольная ассоциация».

Таким образом, твиза прошла через разные стадии, она почти исчезла, но каждый раз возрождается в неожиданных формах, что означает, что она отвечает задачам, которые не смогли решить ни колонизация, ни современное алжирское государство.

Эта форма организации благодаря своей устойчивости, по-видимому, удовлетворяет не только экономические, но также очень важные этические и реляционные потребности общества, которые поддерживают сплоченность и связи между группами и людьми. Сохранение и развитие этих практик может стать средством возрождения наших «современных» обществ, которых, как правило, характеризирует техницизм и принцип «каждый сам за себя».

Исламский принцип “ульфат”: жить с людьми и в мире с ними”.

Исламосфера

Комментарии