«Убиение Хусейна» как жанр литературы

Убийство Хусейна вместе с его сподвижниками в Кербеле в 680 г. является одним из самых трагических событий в истории ислама. Оно оставило глубокий след в сознании мусульманской общины. Атмосфера траура, связанная с ним, нашла отражение в элегических поэмах (марсия), привела к возникновению разных народных верований и легенд, а также способствовала формированию особых жанров литературы, пишет Шейма Гюнгёр для İslam Ansiklopedisi.


Один из таких жанров и получил название «убиение Хусейна» – макталь аль-Хусейн. Первое из произведений, имевших такое наименование, было написано Джабиром ибн Джуфи (ум. 746 г.), но до наших ней оно не дошло. А самым ранним из дошедших является «Мактал аль-Хусейн» Абу Михнафа (ум. 774 г.). Эта работа, созданная на основе письменных и устных преданий, как с точки зрения содержания, так и композиции стала образцом для множества других подобных, созданных в более поздние времена. Она состоит из десяти частей. Сделано это для того, чтобы читать их последовательно в первые десять дней Мухаррама – месяца, когда и произошла трагедия в Кербеле.

Кербела как мотив средневековой поэзии.

Когда во время правления династии Буидов Мухаррам был официально объявлен месяцем траура, к макталям стали проявлять особое внимание. Изменились и их функции. Их стали создавать не столько с целью сообщить информацию, сколько оказать эмоциональное воздействие на людей на траурных собраниях. В них разрабатывались темы бедствия, траура, духовного вознаграждения, счастья и подчеркивалось, что Хусейн стал мучеником, чтобы грехи мусульманской общины были прощены, а те, кто оплакивают его, в раю будут пребывать вместе с Ахль аль-Бейт (членами семьи Посланника Аллаха). Ибн Тавус в «Китаб аль-мальхуф (лухуф) аля (фи) катль ат-тухуф» пишет, что события в Кербеле являются не трагедией, а божественной милостью, призванной поддержать веру мусульман.

Миниатюры из книги Махмуда Челеби Лямии Китаб-и мактел-и ал-и Расул / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Первые произведения мактал аль-Хусейн создавались арабами, и уже с X в. их в большей степени стали писать не историки, а литераторы. Позже они стали популярны и среди авторов других мусульманских народов, в первую очередь – персов-шиитов. Первый мактал на персидском создал в Герате в 1508 г. толкователь Корана и хадисовед Хусейн Ваиз Кашифи – один из ученых, пользовавшийся покровительством султана Хусейна Байкары. Его «Равзат аш-шухада» за короткое время по композиции и стилю было принято за образец по всему исламскому миру. В Иране его читали роузеханы (чтецы «Равзы») на траурных собраниях по Хусейну, особенно такая традиции была распространена во времена династии Сефевидов. По названию этого произведения такие собрания стали именовать «равза» или «роузе». Также оно было переведено на многие языки.

Ашура в Иране: традиции траура по Имаму Хусейну (ас).

Другие персидские мактали долгое время оставались в тени «Равзат аш-шухада», но сам этот жанр получил дальнейшее развитие в эпоху Каджаров. В это время были созданы «Баля ва ибтида», «Анвар-и Хусейни», «Дастан-и гам» и множество других. По политическим причинам при династии Пехлеви, стремившейся европеизировать Иран, мактали практически перестали писать, но в наши дни некоторые персидские авторы продолжают обращаться к этому жанру, хотя они не слишком многочисленны.

Maktel-i Hüseyin

Мактал аль-Хусейн / Источник: gzt.com

На турецком языке самым ранним макталем является «Дастан-и макталь» Кастамонулу Шази, написанный в 1361-1362 гг. Значительную часть макталей на турецком составляют переводы и переработки «Равзат аш-шухада» Кашифи. Начиная с XVII в. макталей в Турции стали создавать все меньше, но и в наши дни к нему обращаются как суннитские, так и шиитские авторы. Мактали на урду, как правило, очень близки к персидским. В Индии они были распространены в таких городах, как Лакхнау и Канпур, где компактно проживает шиитское население. Самыми известными авторами, создававшими мактали на урду, были Мир Бабр Али Анис, Саламат Али Дабир и Мир Музаффар Хусейн Замир, жившие в XIX в.

Исламосфера


Шейма Гюнгёр – профессор, специалист по турецкой литературе. Благодаря ее усилиям в Стамбульском университете была открыта кафедра Турецкой литературы.

Комментарии