Уникальный женский взгляд: миниатюры Сахифы Бану
Сахифа Бану, жившая при императоре Джахангире, была одной из немногих женщин-миниатюристов эпохи Великих Моголов.
Сохранилось бесчисленное множество миниатюр эпохи Великих Моголов, когда это искусство было особенно развито. На некоторых из них представлены женщины, занятые различными видами деятельности. Таким образом эти изображения, и, следовательно, и взгляд, которым мы смотрим на них, принадлежит мужчинам.
В государстве Великих Моголов женщины, как правило, если и брали уроки рисования и занимались изобразительным искусством, то только для развлечения. Существовала лишь горстка художниц, которые могли заниматься искусством профессионально.
Сахифа Бану была одной из избранных женщин-миниатюристов, прославившихся во времена правления императора Джахангира. О ее жизни практически ничего не известно. Существует всего ее три или четыре миниатюры, которые можно однозначно отнести к этому периоду, и только по подписям к ним мы можем узнать, что в те годы творила и такая художница. Тем не менее, сохранившиеся работы говорят о ее уме, мастерстве и внимании к деталям.
Женщины-художницы при дворе Великих Моголов.
Самая интересная работа, приписываемая Сахифе Бану, – «Женщина рисует автопортрет, в то время как ее служанка стоит перед ней с зеркалом в руках» из «Хамсы» Низами (1590-е годы). На этой картине мы видим художницу, создающую свой собственный портрет – возможно, ради славы, бессмертия или просто ради удовольствия. Миниатюра в настоящее время хранится в Британской библиотеке. Эта работа и ее тема особенно важны, поскольку художники-мужчины не имели доступа в зенаны (женские покои) и, вероятно, рисовали женщин, исходя из своих воображаемых представлений о женственности.
Другие картины, которые, как считается, были созданы Сахифой Бану, также полны сложных деталей и мастерских штрихов, предлагая нам уникальное понимание мира.
Женщины – покровительницы искусств и благотворительницы в эпоху Сефевидов.
Широко известна миниатюра Сахифы Бану, представляющая собой портрет иранского шаха Тахмаспа и хранящаяся сейчас в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Еще одна работа, приписываемая Сахифе Бану, это миниатюра «Плач сына на похоронах отца» из Музея Ага-хана. Она иллюстрирует историю из поэмы «Мантик ат-таир» («Язык птиц»). На рисунке изображен сын, демонстрирующий свою крайнюю печаль, идя за гробом отца. Суфий утешает его, заявляя, что никто не может предотвратить смерть. Художница изобразила и следующее действие, на котором тело переносят на кладбище, и последний этап, который представлен птицей, летящей к белой клетке, подвешенной к дереву. Дерево представляет мост между двумя мирами, по которому душа должна совершить свое путешествие на небеса. Композиция копирует картину конца XV века, возможно, кисти знаменитого персидского художника Бехзада (ум. ок. 1535).
В Иране открылся первый персональный музей художницы.
Исламосфера