Устад Башир Ахмед – художник, возродивший искусство могольской миниатюры
Устад Башир Ахмед является выдающимся пакистанским художником-миниатюристом и педагогом. Он символизирует связь между богатым прошлым и обновленным настоящим южноазиатского искусства миниатюры.
Башир Ахмед родился в пакистанском городе Лахор в 1954 году. В 1974 году он закончил Национальный колледж искусств – старейшую художественную школу Пакистана. Искусству миниатюрной живописи он обучался у потомка могольских придворных художников шейха Шуджауллы, а также у Хаджи-Шарифа Патиалы Гараны. Это дало молодому художнику огромное преимущество и позволило усвоить технику непосредственно у наследников двух различных миниатюрных традиций.
Джимми Инджинир: “Всемогущий Аллах является величайшим художником всех времен”.
В 1976 году Башир Ахмед начал преподавать в родном колледже. Стоит отметить, что в 70-80-х годах XX века искусство миниатюры критиковалось целой группой художников и искусствоведов, которые считали, что оно устарело. Башир же и его единомышленники утверждали, что миниатюрная живопись является основой художественного наследия Пакистана, жемчужиной искусства Великих Моголов, не менее важной, чем Тадж-Махал, и она должна быть сохранена.
В 1982 году Башир убедил руководство колледжа ввести миниатюрную живопись в качестве учебного предмета и создать кафедру миниатюрной живописи. Сейчас это единственное в мире учебное заведение, которое выпускает художников-миниатюристов. Несмотря на то, что он завоевал множество наград за свои работы, провел многочисленные выставки в Пакистане и в Америке, Башир больше всего гордится именно основанием этой кафедры.
Пакистанский мастер пытается сохранить искусство каллиграфии на природных материалах.
Творчество устада включает в себя три подхода: традиционные картины, которые являются копиями и адаптациями работ XVII или XVIII века; более выразительные интерпретации в темпере и смешанных техниках, а также большие, инновационные графитовые рисунки. Как и многие другие художники-миниатюристы, устад Башир Ахмед начал экспериментировать с этим видом искусства. Его творческие эксперименты принимали множество форм. Он смешивал традиции, включив в одну композицию элементы раджпутской, могольской и персидской живописи, увеличивал размеры полотна, превращал миниатюры в черно-белые карандашные рисунки. Устад Башир – настоящий мастер своего дела, его техника безупречна, его терпение неистощимо.
Художник активно выставлялся в стране и за рубежом, проводил многочисленные персональные выставки. Он является признанным во всем мире художником-миниатюристом.
В 2005 году Башир Ахмед стал заведующим кафедрой изобразительного искусства, а в 2011 году директором Национального колледжа искусств. Его ученики вспоминают, как придя рано утром в колледж, можно было увидеть устада в кампусе, занимающегося своими утренними делами, а уходя – заметить свет в его студии, где он работал над очередной картиной. В соответствии с традициями миниатюрной карханы (мастерской) студенты входили в студию босиком, садились на пол и погружались в работу. При этом в студии была включена какая-нибудь музыка. Подобная атмосфера сама по себе способствовала формированию терпения, концентрации и погруженности в свою работу.
Американский Музей Библии скопировал знаменитую работу мусульманской художницы из Пакистана.
Устад Башир Ахмед воспитал множество учеников, многие из которых уже сами стали признанными художниками.
Исламосфера